Все знают, как выглядел Иисус Христос. Это самый популярный образ в западном искусстве, изображаемый обычно с бородой и длинными волосами, в длинной белой одежде с длинными рукавами и синей накидке.
Он так легко узнаваем, что изображение Иисуса часто видят в облаках, на блинах или тостах. Но был ли он таким в действительности?
Вероятнее всего, нет. Образ Христа восходит к византийской эпохе IV века, когда представления о нем были символическими. Они были основаны на изображении императора, восседавшего на троне. А нимб первоначально был характерным атрибутом бога Аполлона. Его стали использовать в изображениях Иисуса, чтобы показать его небесную природу.
Византийские художники, стремившиеся изобразить небесное правление Христа как царя всего, создали молодую версию Зевса. Со временем она стала общепринятой.
Но как Иисус выглядел в действительности?
Волосы и борода
Ранние христиане не изображали Христа как небесного правителя. Он был коротко стриженым и безбородым.
Но, возможно, у него, как у любого странствующего мудреца, борода была, поскольку вряд ли он пользовался услугами цирюльника. Неряшливость и растительность на лице отличали философов от остальных людей, так как они думали о высоком.
Правда, в греко-римском мире того времени быть гладковыбритым и коротко стриженым считалось необходимым, так как пышные волосы и борода были божественными чертами. Даже философы стригли свои волосы.
Борода тогда не была отличительной чертой евреев. Фактически, одной из проблем для угнетателей евреев в разное время была их идентификация, поскольку они выглядели так же, как римляне. Тем не менее, римские монеты, выпущенные после завоевания Иерусалима, изображают бородатых мужчин.
Таким образом, у Христа как философа могла бы быть короткая борода, но его волосы были, вероятно, не очень длинными.
Одежда
Во времена Иисуса богатые одевались в длинные одежды, чтобы продемонстрировать свой высокий статус. Вместе с тем, Христос призывал остерегаться книжников в длинных одеяниях. Из этого можно предположить, что сам он так не одевался.
В то время мужчины носили тунику до колен, а женщины – по щиколотки. И если кто-то одевался, как представитель противоположного пола, это шокировало окружающих. Поверх туники надевалась накидка, и мы знаем, что Иисус носил ее, потому что к ней прикоснулась женщина, которая хотела исцелиться.
Этот предмет одежды изготавливался из шерсти и был очень тонким. Гиматий, который можно носить по-разному, мог свисать ниже колен и полностью покрывать короткую тунику.
Силу и престиж его владельца определяли его качество, размер и цвет. Фиолетовый и определенные оттенки синего указывали на величие и уважение. Это были королевские цвета, потому что красители, используемые для их изготовления, были очень редкими и дорогими. А мужчины, если они не имели наивысшего статуса, должны были носить неокрашенную одежду.
Иисус не одевался в белое. Об этом прямо сказано в Новом Завете. Согласно апостолу Марку, одежда Христа на горе приобрела интенсивный белый цвет, какой никто на земле не мог отбелить. До этого евангелист описывал Иисуса как обычного человека, т. е. одетого в тунику и накидку из неокрашенной шерсти.
Кроме того, во время казни Христа солдаты делили его одежду, среди которой был талит или еврейский молитвенный платок. Это покрывало с кисточками упоминается Иисусом в Евангелии от Матфея.
Ноги
На ногах Христа были сандалии. Их носили все. В пещерах у Мертвого моря была найдена обувь того времени, поэтому мы точно знаем, какими они были. Очень простыми: подошва из сшитых вместе кусочков кожи с кожаными ремешками, проходившими между пальцев.
Лицо
Черты лица Иисуса были еврейскими. То, что он был иудеем, упомянуто в т. ч. в посланиях Павла.
В 2001 году британский антрополог Ричард Нив по черепу, найденному в Галилее, воссоздал его лицо. Конечно, это не точная внешность Иисуса Христа, но она относится к тому времени и месту и может быть близкой к нему, поскольку он никогда не утверждал, что чем-то отличается от других.
По всей видимости, самое близкое соответствие внешности Иисуса можно найти в изображении Моисея на стенах синагоги III века, расположенной в Дура-Европосе. Мудрец нарисован в неокрашенной одежде, и его единственная накидка - это талит, поскольку по ее углам можно увидеть кисточки.
Во всяком случае, этот образ более правильно представляет исторического Иисуса: с короткой стрижкой, бородой, в короткой тунике с короткими рукавами и в гиматии. А что вы думаете об этом?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание