Самолет, поезд, круизный лайнер, автотранспорт, метро? Как люди путешествовали 100 лет назад (фото)

Всего лишь менее века назад жизнь людей во многом была иной. Это в полной мере относится и к путешествиям, несмотря на то что основные виды транспорта, которыми мы пользуемся сейчас, уже существовали в начале XX столетия. Поездка на автомобиле, на поезде, авиаперелет или морской круиз выглядели не так, как сегодня, и не только потому, что другими были средства передвижения – сами путешествия обставлялись по-иному.

На что же походило путешествие сто лет назад? Окунуться в историю позволяют старые снимки, зафиксировавшие памятные мгновения жизни вековой давности.

Объявляется посадка…

Первые пассажирские самолеты брали на борт от восьми до двенадцати человек. К 1920 году аэроплан конструкции американца Альфреда Лоусона уже мог перевозить одновременно три десятка пассажиров и одну тонну почты. Эта машина имела размах крыльев почти 34 метра и набирала скорость около 180 километров в час.

Сначала окна в кабине пилотов и в салоне представляли собой просто открытые проемы. Они даже не застеклялись. Пассажиру современного авиалайнера трудно представить, что когда-то можно было спокойно выглянуть из аэроплана наружу, выставить в окно руку, как в авто. Первым самолетом с закрытым салоном стала машина «Детройтер» фирмы Stinson в середине 1920-х годов.

Посадка в первые пассажирские самолеты производилась через небольшую дверь, располагавшуюся почти на уровне земли. Так, на фото 1926 года запечатлена процедура посадки на самолет Dornier Komet III авиакомпании Lufthansa.

Воздушный порт

Современный аэропорт – это гигантский сложный комплекс. Пассажирский терминал аэропорта состоит из множества служб: от багажной до транспортной, от метеослужб до систем контроля. В аэровокзале есть кафе, рестораны, торговый центр. Ничего подобного на заре гражданской авиации, конечно, не было.

Одним из первых аэропортов стал Девау в Кенигсберге (ныне Калининград). Сто лет назад, в ноябре 1919 года, здесь начались гражданские авиаперевозки, а в 1922 году открылся первый небольшой аэровокзал.

Для размещения самолетов в Девау соорудили два вместительных ангара, а летное поле оборудовали дренажной системой. В двадцатых годах, когда большинство подобных сооружений еще сильно напоминали гаражные постройки, Девау, обладавший собственной метеорологической службой и централизованной заправочной системой, славился как один из наиболее комфортных и технически продвинутых аэропортов мира.

Поездка на поезде

Железнодорожный транспорт был в начале прошлого века одним из самых массовых и популярных средств передвижения и остается таковым сейчас. Двадцатые годы ознаменовались началом его электрификации в разных странах, но еще долго на железных дорогах царил паровоз.

Конструкции паровозов постоянно совершенствовались. Так, изображенный на главном фото локомотив типа Camelback, который также часто называли «матушкой Хаббард», на котором кабина машиниста располагалась по бокам котла, уже в 1927 году перестал производиться, так как были введены в эксплуатацию новые, более безопасные типы конструкции.

Железнодорожные вояжи могли быть весьма стильными. Некоторые поезда имели вагон-кинотеатр, например такой, как на этом фото 1925 года, где пассажиры увлеченно смотрят фильм с участием знаменитого Гэри Купера.

Все – на автомобиль!

Первые автомобили с бензиновыми двигателями – Motorwagen К. Бенца и Motorkutsche Г. Даймлера и В. Майбаха – появились в 1885-1886 годах. Новинка поначалу не вызвала у публики особого интереса, но уже в первые годы XX века производство автомобилей стало массовым, а технологии начали ускоренно развиваться.

Автомобиль быстро завоевал сердца огромного количества людей. На снимке – веселая компания флэпперов (эмансипированных девушек с непривычными и вызывающими по меркам двадцатых годов манерами, увлекавшихся в том числе вождением автомобиля).

На заправочных станциях того времени организовывались универсальные магазины для обслуживания «железного коня», оснащение которого современному водителю, возможно, покажется небогатым: маленькая приборная панель, руль, выключатель освещения и ручной рычаг переключения передач.

Автобусы городские и туристические

Этот вид общественного транспорта – потомок дилижансов и омнибусов – появился в последнем десятилетии XIX века. В некоторых странах, например в США, он очень скоро получил широкое распространение благодаря активному развитию разветвленной дорожной сети.

Распространение билетов на проезд в виде маленьких бумажных бирок производилось на автобусных остановках, как, например, на этом фото, сделанном в Париже в 1929 году.

Помимо регулярного пассажирского сообщения автобусы рано стали туристическим транспортом – к сожалению, не всегда надежным. Снимок 1925 года запечатлел поломку автобуса в Алжире, неподалеку от древнего города Тлемсена, который уже тогда был известным туристическим объектом.

Как прокатиться на метро

Первые метрополитены, в которых функционировали еще поезда на паровой тяге, были открыты еще в 60-х годах XIX столетия в Лондоне, а затем в Нью-Йорке (сначала это была надземная дорога, а с 1904 года – подземная). Затем метро – уже электрическое – появилось в Будапеште, Бостоне, Париже, Берлине, Филадельфии и других крупных городах Европы и Америки.

В начале 1920-х в нью-йоркской подземке пройти через турникет можно было, истратив монетку достоинством 5 центов (так называемый никель). Рядом с турникетом располагалось специальное окно для размена денег – его можно увидеть на представленной ниже фотографии.

А до появления турникетов оплата поездки в метрополитене осуществлялась по обычным бумажным билетам, которые при входе на станцию вручную отрезал билетер.

На круизном лайнере

Морские круизы, история которых началась еще в середине XIX века, сотню лет назад были верхом роскоши. Для дальних океанских путешествий строились лайнеры класса люкс, такие как «Герцогиня Бедфордская», принадлежавшая судоходной компании Canadian Pacific (на снимке ниже), или суперлайнер на четыре с лишним тысячи пассажиров «Беренгария» британской компании Cunard Line. Круизы, несмотря на дороговизну, пользовались огромной популярностью.

Чтобы пассажиры не скучали в длительном плавании (трансатлантическое путешествие, к примеру, продолжалось в то время почти неделю), на борту таких роскошных лайнеров им, как и в наши дни, предлагались самые разнообразные способы времяпрепровождения: казино, танцы, бассейны, спортивные залы с различными тренажерами.

В путешествие – в лучших нарядах

Старые фотографии донесли до нас образы нарядных, стильно одетых путешественников. Каноны, диктуемые модой, были в ту эпоху гораздо более жесткими, и со снимков смотрят нас мужчины и женщины в костюмах однозначно узнаваемого покроя, плащах и пальто, и непременно в шляпах. Даже поездка на поезде требовала выглядеть на все сто, не говоря уже о посещении дансинга на борту круизного лайнера с обязательными вечерними платьями и смокингами или фраками.

Интересное фото, относящееся к 1927 году, сохранило облик авиатора из Гонолулу (Гавайи) Мартина Йенсена и его супруги Маргарет, которая также была пилотом. На Мартине – летный костюм, очки... и элегантная бабочка. По-видимому, этот летчик отправлялся в воздушное путешествие, что называется, при полном параде!

Многое сейчас кажется необычным и даже смешным при взгляде на снимки столетней давности. Но застывшие мгновения истории как будто оживают, когда мы внимательно смотрим на них. А если задуматься, это было так недавно – всего лишь каких-то сто лет назад.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А ваш фотоальбом хранит снимки вековой давности?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.