Существует теория о том, что бывают имена «хорошие» и «плохие». То есть от имени, данного при рождении, якобы во многом зависит то, каким будет характер человека и даже его судьба. Верно это или нет – вот в чем вопрос. Однако есть свидетельства, что на Руси придерживались этого поверья.
Два имени
В эпоху древних славян дети при рождении получали не одно имя, а целых два. Одним из них человека называли постоянно, а другое, напротив, скрывали.
Особенно плохой приметой считалось, когда тайное имя узнавал посторонний человек. Это было связано с бытующей в то время верой, что чужаки могут причинить зло. А чтобы противостоять дурному влиянию и применяли имена-обереги. При этом в них вкладывали негативный смысл, чтобы, называя человека этим именем, как говорится, не сглазить.
Речь идет о таких прозвищах, как, например:
- Нехорош;
- Нелюб;
- Невежа;
- Гад;
- Лихо;
- Ненаш;
- Беда;
- Злыдень;
- Неудача.
Впоследствии от них произошло множество фамилий, которые встречаются и по сей день.
Повтор имени в одной семье – плохой знак
У наших предков плохой приметой считалось, когда ребенку давалось имя, которым уже был назван один из членов семьи или тот, кто просто проживал с ней в одном доме. С чем это было связано? Согласно поверью, это могло навредить человеку, потому что в таком случае у тезок был один на двоих ангел-хранитель. А как ему было уследить сразу за двумя Иванами, Архипами или Алексеями?
Нехристианские имена
По мере того как на Руси укреплялась христианская вера, уходила в прошлое традиция называть детей на языческий лад. Некоторые из таких личных наименований даже оказались в черном списке. Так, например, запрещено было давать имена, соответствующие славянским языческим божествам.
Речь идет, например, о Яриле, Ладе, Мокоши, Велесе. А если такое имя уже было дано, то при проведении обряда крещения его заменяли на христианское, в соответствии со святцами. Вдова князя Игоря княгиня Ольга в православии стала Еленой, крестивший Русь Владимир – Василием, а его сыновья Борис и Глеб – Романом и Давидом.
Имена христианских мучеников
Когда на Руси стали давать имена по святцам, вера в то, что получающие их люди могут повторить судьбу соответствующего святого-мученика, сохранялась. Поэтому некоторые семьи считали такие личные наименования несчастливыми.
Они имели в виду, например:
- Татьяну;
- Евстафия;
- Маргариту;
- Прокопия;
- Анастасию;
- Георгия;
- Димитрия;
- Екатерину;
- Варвару;
- Федора.
Правда, избежать таких имен было довольно трудно, так как они давались священником в соответствии со святцами. Однако это было возможно, если у ребенка имелись и другие небесные покровители, в зависимости от дня его рождения. А также считалось опасной идеей давать имя родственника, с неудачно сложившейся судьбой.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание