Почему подвиг ценою в жизнь Николая Гастелло до сих пор вызывает сомнения
Не все смогли пережить ужасы войны. Основной удар пришелся на первые дни, когда масштабы трагедии не до конца были восприняты сознанием, а мысль о том, что враг не должен топтать сапогами нашу землю, была превыше всего.
В далеком 1941 году на фронт шли вчерашние школьники, студенты, дети. Что двигало ими: долг перед Родиной, юношеский максимализм либо романтика, сложно разобрать. Возможно, совокупность нескольких причин была определяющей.
Миф или реальность
Все без исключения граждане великой страны знали о подвиге Гастелло, совершенном 26 июня, спустя несколько дней с начала войны. Несколько поколений гордились своим соотечественником, чтили память, произносили благодарственные речи посмертно.
Сегодня историки подвергают сомнениям то, что 75 лет назад под Минском был именно Николай Гастелло и что само событие является подвигом.
Исторический день
Немецкие боевые колонны уверенным шагом продвигались в Минск. Задача эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка была остановить вражеский поток. Под командованием капитана Николая Гастелло бомбардировщики настигли немцев на трассе Молодечно-Родошковичи.
Врага застигли врасплох. Сбросив высоту до 600 м, совершили обстрел советской авиацией с нижних пулеметных установок. Ничто не предвещало сложностей, но вернуться на базу смогли не все.
Самолеты взяли курс на аэродром, когда зенитный снаряд нанес серьезный удар, подбив один из «Ил-4». Времени на размышления не оставалось, но в принятии молниеносного решения помог профессионализм.
Так как сбить огонь не удалось, дотянуть до базы горящий самолет не было возможности, экипаж развернул бомбардировщик и направил смертельную мощь на колонну оккупанта.
Герой Советского Союза
Легендарный «огненный таран» Гастелло стал бесспорным образцом героизма, вдохновляющим на подвиги.
О том, что экипаж погиб, доложили лейтенанты Воробьев и Рыбас. В составленном рапорте был изложен факт героического поступка Гастелло. Газета «Правда» первая в своем выпуске от 10 июля рассказала историю на всю страну. Капитан был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.
Экипаж машины боевой
Бесспорно, это был подвиг и он не должен подвергаться сомнениям. Заявляя, что Николай Гастелло не имеет отношения к смелому решению, историки несправедливы. Теоретически экипаж должен выполнять распоряжения капитана, но что происходило на горящем борту, предугадать невозможно.
Было бы справедливо вспоминать о трагических событиях 26 июня, в равной степени преклоняясь перед подвигом каждого члена экипажа, так как все молодые парни отказались от своего будущего ради великой цели.
Члены экипажа:
- Анатолий Бурденюк — штурман лейтенант;
- Алексей Калинин — стрелок-радист, старший сержант;
- Григорий Скоробогатый — стрелок-лейтенант.
Николай Гастелло ценил дружбу и взаимную выручку. Он бы не допустил такую несправедливость, но, к сожалению, до 1958 года команда молодых мужчин была героями в сердцах лишь родных и близких. Только через 17 лет посмертная награда нашла своих героев.
Стоит ли ворошить прошлое
По сути, каждый мужчина любого возраста, принявший для себя решение 22 июня 1941 года идти на войну, защищать семью, дом, город, страну — герой. Судить о подвиге, не глотая пыли и не задыхаясь от пороха, сидя на мягких диванах в уютных квартирах, могут позволить себе историки современности, подзабыв, кому они обязаны своим благополучием.
В 1951 году день памяти Гастелло решили приурочить к перезахоронению героев с почестями. Раскопки предполагаемой могилы капитана несколько обескуражили присутствующих, так как вещи и останки четко указывали на их принадлежность летчику-капитану Маслову и стрелку-радисту Реутову. А бирку от двигателя «М-87Б» №87844 нашли в Мацковском болоте. Там же обнаружили обгоревший самолет и останки члена экипажа Гастелло с письмом Скоробогатой. Тогда и появились сомнения.
Заключение
История всех без исключения членов экипажа 207-го дальнебомбардировочного полка 3-го корпуса была героической. Они принимали участие в боевых действиях с первых дней войны. Потери были невосполнимые. Так как вылеты проводились без истребительского прикрытия, ежедневно гибли до 15 экипажей.
Сегодня есть сомнение, что Маслов и Гастелло смогли в тот роковой день прицельно выполнить «огненный таран», но как бы то ни было, эта история поднимала боевой дух советских солдат, а следовательно ее роль в исходе войны ценна.