Планировали возвести 2 колоннады: чем интересно строительство Казанского собора

220 лет назад началось строительство уникального памятника русского зодчества - Казанского собора в Санкт-Петербурге. Он возводился по проекту бывшего крепостного Андрея Воронихина, из отечественных материалов и силами только русских мастеров. В нем впервые применены новые для России технологии с использованием металлоконструкций. Сегодня храм, воздвигнутый в честь Казанской иконы Божией Матери, по праву считается шедевром архитектуры.

Затмить Ватикан

Идея строительства грандиозного собора посетила правителя Российской империи Павла I не на пустом месте. Еще будучи цесаревичем, во время поездки в Италию в 1783 году, он поразился монументальной красотой собора Святого Петра в Ватикане.

Желание построить нечто подобное в России его не оставляло. И в конце 18-го века исторические события подтолкнули вступившего на престол царя дать старт проекту. В 1798 году Наполеон захватил остров Мальта и изгнал с него знаменитый Мальтийский орден.

Павел Петрович, слывший человеком экстравагантным, принял рыцарей у себя, а сам взял титул Великого магистра Мальтийского ордена. И это притом что с 1796 года он уже был императором. Но так как он являлся приверженцем православия, глава католиков папа римский Пий VI не признал российского правителя магистром. Павел I обиделся и повелел построить в Санкт-Петербурге храм, который если и не затмит, то станет вровень с ватиканским собором.

Причем здесь Казанская икона Божией Матери

В качестве площадки для строительства выбрали небольшую придворную церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте в центре Петербурга. В ней еще в 1773 году венчался сам цесаревич Павел Петрович с первой женой - немецкой принцессой, умершей при родах.

Церковь была известна тем, что в ней хранился чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. То есть это не подлинная икона, а ее список, или освященная реплика. Собственно, ей и посвятили строительство нового грандиозного храма, коих Петербург еще не видывал.

Архитектор из крепостных

Был объявлен конкурс с участием лучших архитекторов той эпохи. Хотя изначально был выбран проект Чарльза Камерона, создавшего чудесный садово-парковый ансамбль в Царском Селе и Павловске, через некоторое время неожиданно для всех выбор изменили в пользу Андрея Воронихина.

Впрочем, неожиданным это было для людей, далеких от дворцовых интриг. Дело в том, что Андрей Никифорович был протеже и бывшим крепостным чрезвычайно влиятельного и богатого промышленника графа Александра Строганова. Используя свое политическое влияние, Строганов в качестве президента Императорской Академии художеств хотел войти в историю и стал куратором строительства Казанского собора. Естественно, ему сподручнее было работать со своим человеком.

Впрочем, проект талантливого архитектора Андрея Воронихина, обучавшегося мастерству в Европе и у Василия Баженова, от этого хуже не стал. Храм в духе ампира и классицизма получился действительно красивым и величественным.

Все свое

Учитывая политическую подоплеку проекта, отечественный ответ Ватикану решили строить исключительно своими силами из местных материалов. К работам не были допущены ни один иностранный художник или рабочий. Но при этом за основу был взят макет собора Святого Петра в Риме.

В этом нет ничего зазорного и антипатриотичного, ведь православная церковь давно провозгласила себя наследницей христианских традиций римской империи, став правопреемницей Византии, павшей после нашествия осман. Как говорили в старину: "Первый Рим – Рим, второй – Константинополь, третий – Москва, а четвертому не бывать".

Для облицовки фасада использован серый пудостский камень, напоминающий итальянский травертино, который использовали при возведении собора в Ватикане. Известковый туф добывали неподалеку, в поселке Пудость под Гатчиной.

Карельский мрамор, яшму и порфир применяли для внутренней отделки. Особенно восхищают 56 колонн внутри храма из розового финского гранита. Кстати, Финляндия в то время являлась частью Российской империи. Строительство велось 10 лет и завершилось в 1811 году накануне нашествия Наполеона.

Собор мог выглядеть по-другому

Памятник русской архитектуры мог выглядеть по-другому. Как уже говорилось, изначально победил проект англичанина на службе русских царей. Но благодаря вмешательству Строганова был выбран сырой и не лишенный недостатков план Воронихина.

Учитывая его неопытность, Андрею Никифоровичу помогали другие русские мастера. Помощником к нему приставили гравера и архитектора Николая Алферова. Сам же он взял на вооружение некоторые идеи своего учителя Баженова, коллег Пьетро Гонзаго и Чарлза Камерона. Была собрана комиссия, которая решала многие трудности, с которыми столкнулись при строительстве церкви. Все это влияло на конечный результат.

В итоге культовое сооружение в Санкт-Петербурге мало походит на своего прототипа в Риме. По признанию Воронихина, образчиком служили собор Святого Павла в Лондоне, раннехристианская купольная церковь Лан Лоренцо в Милане, базилика Сан-Марко в Венеции и ряд других.

Известный факт - изначально Казанский собор должен был быть еще величественнее и помпезнее за счет строительства второй колоннады. Также по бокам должны были возвышаться большие бронзовые ангелы, пьедесталы для которых сохранились до наших дней.

Архитектурные особенности

Несмотря на недостаток опыта, Андрей Воронихин проявил себя как талантливый зодчий. Перед ним стояла непростая задача грамотно вписать грандиозный собор в узкое пространство плотно застроенного Невского проспекта.

Сложность состояла в том, что по церковным канонам главный вход и парадный фасад обычно располагаются на западной стороне. Но по плану собор должен быть обращен к улице, ориентированной на север. Решить эту проблему удалось путем строительства полуциркульной колоннады коринфского ордера, которая притягивает взгляды со стороны проспекта и "маскирует" основной вход, оборудованный сбоку в проулке.

К сожалению, из-за недостатка места колоннада получилась уменьшенной и от этого громоздкой – поместилось всего 96 колонн. В ватиканском соборе их 284. Но архитектор сумел сделать постройку более стройной, насколько это возможно, за счет вертикальных желобков на колоннах – каннелюров.

По настоянию Воронихина колоннада заканчивается монументальными порталами, которые выполняют функцию боковых проездов и символизируют ветхозаветные врата. Это оригинальная находка главного архитектора. Приемная комиссия сомневалась в их надежности, но автор доказал свою правоту.

Также инновацией является использование при строительстве металлоконструкций, что было впервые в российской практике. Их использовали при возведении массивного купола из ковкого железа. Два ряда металлических ребер позволили усилить конструкцию и воздвигнуть купол на высоту 71,5 метра при диаметре 17,7 метров. Таким образом, Казанский собор надолго стал самым высоким сооружением Санкт-Петербурга и истинным украшением города.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы оцениваете архитектуру и историческую важность Казанского собора?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.