С 22 сентяббря (день Акима и Анны) наступает "золотая осень" и длится до Покрова

22 сентября в народе издревле отмечали день Акима и Анны. Так звали родителей святой Марии – матери Христа. У этого праздника есть и другие названия: День рожениц, Поднесеньев день, Память Иоакима и Анны – праведных Богоотцов. Это день преклонения перед людьми, подарившими жизнь Матери Спасителя.

Этот день в истории

На Руси в этот день обращались к Солнцу, умоляя светило "собраться с силами и прогнать темень, стоящую у ворот". Новобрачным обязательно нужно было накормить всю родню 22 сентября, отсюда и еще одно название праздника – Поднесеньев день. Молодые у себя в хате накрывали богатый стол и приглашали родных, чтобы те "навестили, да уму-разуму научили".

Обязательным ритуалом было выпекание пирогов молодой хозяйкой. Это гарантировало семье благополучие, а всем ее членам – здоровье и долголетие. Женщина готовила обед посытнее, чтобы никого не оставить голодным, а потом проводила родным "показ" своего хозяйства. Обязательно участвовал в этом и сам хозяин, демонстрируя, как он приготовил зимнюю упряжь, как заготовил в амбарах жито.

В саду ставили большой бочонок с пивом, угощая всех гостей. Обычай запрещал ругать или журить хозяев дома, нужно было только нахваливать, дабы привлечь счастье к дому молодых. Правда, разрешалось давать добрые советы, к которым хозяева прислушивались.

Осень вступает в права

22 сентября – время, когда ночь равняется по длительности дню, а после начинает постепенно расти. Потому в деревнях усиленно заготавливали дрова на зиму. Летом на это просто не было времени, теперь же, когда урожай убран, заготовка дров выходила на первое место. Материал для растопки печей нужно было еще успеть высушить. Сырая древесина горит плохо и не дает тепла.

Крестьяне начинали молоть зерно, обдирать просо, ячмень и овес. Именно с 22 числа наступало второе "бабье лето", которое длилось вплоть до Покрова. "Золотая осень" – это про дни сразу после Акима и Анны. В дохристианское время в день осеннего равноденствия наши предки восхваляли богов за урожай, ходили на кладбища, прибирали могилы.

Традиции и обряды

В этот день супруги молились о зачатии ребенка, поминали усопших родителей, избавлялись от старой одежды. Ее сжигали в печи, дабы "обновить огонь" в домах. Считалось, что это спасет от порчи и сглаза, маленьких детей ставили на пороге и обливали с головы до ног водой. Те молодые, которые мечтали о рождении малыша, накрывали стол и приглашали в дом повитуху.

Дети просили у родителей прощения, приходили к ним в дом и кланялись в ноги. Святые Акима (Иоаким) и Анна считались покровителями рожениц, им молились бездетные женщины. Повивальные бабки были в чести в этот день, их всячески ублажали – варили кашу, пекли вкусные пироги. Поверье гласило, что в этот день бездетные супруги могут вымолить ребенка у Богоотцов.

Главной частью обряда является каша, называемая "мирской". Ее действительно готовили "всем миром" – всеми жителями деревни. Это блюдо сопровождало всю жизнь людей того времени – от рождения до смерти. С каше устраивали также добрые магические ритуалы – разные наговоры на богатство и здоровье. Ведь эта еда несла положительную энергетику природы, обряды с ней имели особую силу.

Гости в дом – счастье в семью

22 сентября было принято звать в дом гостей – чем больше, тем лучше. Соседи и дружба с ними были очень важны для крестьян, в одиночку людям было просто не выжить. Потому чествовать их считалось необходимостью, нормой жизни. Именно мнение "общества" формировало образ молодой семьи, вот почему те стремились произвести самое хорошее впечатление. В первый год брака на Акима и Анну молодые собирали полдеревни у себя в доме.

С приходом гостей на Руси связывали разные обряды. Хозяева всегда должны были радоваться визиту гостей, интересоваться, все ли им нравится, стараться угодить. В ответ гость тоже почитал хозяев дома, желал им всего наилучшего, благодарил за угощение. Гость на Руси считался посланником высших сил. От него зависело напрямую благополучие семьи. На Акима и Анну визиты гостей в дом были особенно символичными.

Поговорки и приметы

Если вокруг летало много паутины – это к теплой осени и ранней суровой зиме. Если дрова рубить в этот день, то они согреют дом лучше. Если лиственница не сбросила иглы, то снега следует ждать много. На луке много шелухи – к затяжной и холодной зиме. Если с вишен листва не опала – это к теплу.

В народе говорили, что с этого дня солнце греет землю все меньше, приговаривали так: "Сани вывози, зима впереди!". В природе ощущалось дыхание холода, люди старались получше приготовиться к долгой зиме. Этот день был особенно важен, ведь он проводил границу между летними днями и холодной порой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы соблюдаете какие-нибудь старинные обряды?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.