Психологическое напряжение из-за прерванной задачи: что такое эффект Зейгарник

Когда человек не может остановиться и продолжает в ночное время незаконченную работу, психологи рассматривают такое поведение как вполне нормальное. Здесь речь идет о психологическом напряжении, которое может возникнуть в результате парадигмы прерванного задания, также известной как эффект Зейгарник. Он носит имя психолога литовского происхождения Блюмы Зейгарник.

Рассмотрим, что представляет собой этот эффект, его взаимосвязь с памятью и его применение в различных областях, от образования до маркетинга и художественной литературы.

Блюма Зейгарник и парадигма прерванной задачи

Блюма Зейгарник, родившаяся в 1901 году в Принае, городе на территории современной Литвы, который в то время еще входил в состав Российской империи, была одной из первых русских женщин, поступивших в университет. Во время учебы в Берлине она познакомилась с несколькими гештальт-психологами, в том числе с Куртом Левином, пионером социальной психологии, с которым начала работать.

В 1925 году она опубликовала в журнале Gestaltist Psychologische Forschung свою диссертацию на тему «Память о завершенных и незавершенных действиях». Эта работа обосновала ее парадигму прерванной задачи, которая впоследствии получила имя ее автора.

Чтобы развить свою теорию, Зейгарник использовала одну из центральных идей теории поля Левина. Согласно этой теории, каждый человек представляет собой сложное энергетическое поле, которое определяется психологическими напряжениями. Это напряжение действует как источник энергии, который лежит в основе поведения человека. Когда цель действия достигнута, психологическое напряжение снимается.

Таким образом, психологическое напряжение является движущей силой поведения человека. Зейгарник использовала эту идею для объяснения того, как индивидуум может действовать, чтобы достичь своих целей и уменьшить психологическое напряжение.

Официант и происхождение эффекта Зейгарник

Биографы Блюмы Зейгарник рассказывают, что в основу ее диссертации лег случай в ресторане, который имеет две версии. И в обеих главную роль играет официант.

В первом случае официант запомнил, сколько денег должна была заплатить группа друзей Блюмы, хотя он ничего не записывал. Именно тогда психолог впервые задумалась о парадигме прерванного задания: через некоторое время она снова спросила официанта, сколько они должны, и он не смог вспомнить.

Во второй версии официант запоминает все подробности счета, несмотря на то что ничего не записывал. Когда через полчаса требуется повторить сумму счета, официант возмущается, восклицая: «Я уже не помню, что вы заказывали, ведь вы уже оплатили счет».

С того дня Зейгарник начинает размышлять над своей теорией, связывая ее с теорией поля Левина, полагающей, что намерение выполнить задачу создает психологическое напряжение, которое остается активным до тех пор, пока задача не будет выполнена.

Затем психолог литовского происхождения задается вопросом: может ли это напряжение повлиять на последующую память? Возможно ли, что мы лучше запоминаем информацию, связанную с незавершенными задачами, чем с выполненными, потому что в первом случае мозг остается в состоянии повышенной готовности, а во втором — уже нет?

Эксперименты и выводы Блюмы Зейгарник

В период с 1924 по 1926 год Блюма Зейгарник провела до двенадцати различных экспериментов, чтобы подтвердить свою гипотезу. Она сделала различные выводы, которые подтвердили ее предположение о том, что незаконченные задачи запоминаются в два раза чаще, чем выполненные.

Это может быть связано с тем, что они вызывают состояние напряжения, которое может проявляться в желании завершить прерванную работу или в желании завершить ее в памяти.

Если же задание прерывается, пока испытуемый еще «свеж», он сохраняет психологическое напряжение, сохраняя память более четкой, чем если бы задание было прервано, когда испытуемый устал.

Усталость ослабляет психологическое напряжение, уменьшая эффект Зейгарник: становится труднее вспомнить информацию, относящуюся к прерванной задаче, если она была прервана из-за усталости.

Несмотря на ряд противоречий и уточнений, сделанных другими учеными, эффект Зейгарник остается актуальным благодаря своему применению во многих областях. Среди них называются следующие.

Образование и обучение

Отмечается, что эффективный метод обучения предполагает включение частых пауз, прежде чем мозг устанет, чтобы информация запоминалась более эффективно. Существует мнение, что для самых маленьких детей введение несвязанных игр или тем в середине учебного занятия способствует укреплению памяти по центральной теме. Для учащихся старшего возраста эффект Зейгарник предполагает поддержание высокой мотивации к учебе за счет введения частых, но коротких перерывов, чтобы не утомлять способность понимать и запоминать.

Изучение психологических расстройств

Исследование, опубликованное Кембриджским университетом в 2009 году, связывает эффект Зейгарник с ролью некоторых психологических расстройств таким образом, что они действуют как настойчивость в памяти, отражая нерешенные проблемы, требующие дальнейшей обработки. В этом смысле эффект Зейгарник был сопоставлен с посттравматическим стрессом, обсессивно-компульсивным расстройством и общим тревожным расстройством.

Художественная литература и кино

Эффект Зейгарник оказал значительное влияние на художественную литературу и фильмы. Когда человек читает книгу или смотрит фильм, у него возникает психологическое напряжение, которое постепенно усиливается и не спадает до конца повествования, держа читателя и зрителя в тонусе.

Маркетинг и реклама

Наконец, эффект Зейгарник также заинтересовал проницательных специалистов в области рекламы. В своем стремлении достичь максимальной эффективности рекламных сообщений, чтобы заставить человека поддерживать растущий потребительский импульс, они обращаются к парадигме прерванной задачи, чтобы рекламные сообщения продолжали оказывать свое влияние на протяжении всего процесса принятия решения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие интересные факты, связанные с эффектом Зейгарник, известны вам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.