Мало кто занимается раздельным сбором мусора — сложно. Тем не менее каждой уважающей себя хозяйке не хочется лишний раз загрязнять окружающую среду. Мы охотно покупаем все экологически чистое, без консервантов и желательно в биоразлагаемой упаковке. И производители товаров всячески подогревают нашу эко-тревожность. Но не обманывают ли нас? Вчера мы с мужем пошли в супермаркет и решили детально изучить этикетки на продуктах. Я была в ужасе: практически все упаковки товаров, позиционирующие себя как безопасные, на деле оказались фейками.
Обман для детской кожи
Первый делом мы пошли в детский отдел. Можно ли доверять маркировкам "0+", "гипоаллергенно" и "с первых дней жизни"? Как оказалось, нет, за ними не стоит ничего, кроме маркетинговой уловки. В составах я нашла и синтетические отдушки, и минеральные масла, и прочие продукты, раздражающие кожу малыша. Например, на одном якобы натуральном детском мыле в составе увидела несколько опасных консервантов. В геле для купания, позиционирующем себя как «травяной», оказались PEG и сульфаты — верные спутники раздражения. Шампуни с жесткими ПАВами и диэтаноламином (Diethanolamine (DEA) для контроля пены) - каждый второй.
Логично, что дешевое мыло сделано из дешевых компонентов, пальмового масла и канифоли. Но на прилавках есть много упаковок с надписью «ручная работа», что как бы намекает на натуральное производство по давним бабушкиным рецептам. Но когда читаешь состав, понимаешь, что товар сделан из уже готовой импортной основы, просто переваренной в новую форму и с добавлением отдушек и красителей. Никто не даст гарантии, что эта основа натуральная. К счастью, продукция с действительно хорошими составами тоже нашлась в магазине, но такие продукты на порядок дороже.
Экомаркировки и зеленые листочки
Впрочем, настоящее всегда можно проверить, даже если сам не разбираешься в составах. Для этого существуют экологические маркировки. Разные страны, в том числе и Россия, требуют от производителя получать сертификацию, (ГОСТ, Роскачество), но большинство экологических маркировок — не государственные, выдаются независимыми организациями. И они самые честные, потому что имеют серьезные критерии оценки и строгий контроль соответствия. Проблема в том, что проходить их вовсе не обязательно. Однако, если производитель осознанно подходит к своему делу, он обязательно пойдет на такой шаг.
Поэтому, прежде чем слепо верить надписи «без ГМО» и «без глютена», лучше посмотреть, есть ли на упаковке сертификат, который это подтвердит? Нет? Тогда знак просто фейковый и верить ему нет смысла. Производитель может нас обманывать, и ему за это ничего не будет.
К примеру, в России есть маркировка «Листок жизни». Производитель, прошедший тест, получает на свою продукцию зеленый листок - значит, товар не навредит окружающей среде, в нем нет ГМО и прочих консервантов. Такая маркировка есть на соках, подсолнечном масле, мясе, бытовой химии и так далее. У маркировки есть свой сайт — можно проверить, какие продукты получили листок.
Однако производители, которые не получали маркировку, иногда намерено рисуют картинки с зелеными листочками и надписями «100 % био» и «суперэко». Эти «маркировки» не имеют ничего общего с реальностью, просто подсознательно кажется, что зеленый цвет — это свежесть и натуральность.
Лучше проверять в Сети, что за маркировка у вас перед глазами. Это легко: в Сети есть бесплатное приложение Ecolabel. Наведите камеру на рисунок.
Биоразлагаемый пластик
Отказаться от пакета в супермаркете? Зачем, если есть биоразлагаемый пакет, — так думают многие. И зря. Нам на кассе сегодня тоже пытались продать такой пакет, мотивируя, что он якобы полностью исчезнет через три года и не навредит окружающей среде. Откуда такие данные? Кассир смутилась. На самом деле биоразлагаемый пластик — одна из самых жестоких уловок маркетологов.
В нем есть специальные присадки, которые лишь ускоряют распад на тысячи мелких частичек. Вот и все, он рассыпается, но не разлагается... Дальше эти крохотные кусочки все той же пластмассы будут лежать на помойке. Кстати, если вы храните пакеты, проверьте их: возможно, они давно развалились на балконе.
Бумажный стакан
Возле супермаркета решили зайти в кофейню. Там готовят напитки и разливают в одноразовые брендированные стаканчики. Я попросила сделать мне кофе в свою кружку, но девушка-бариста отказалась и продолжала рекламировать «бумажный» стакан. Пришлось объяснить, что он вовсе не бумажный. У него многослойная структура — целлюлоза пропитана тонким слоем пластика, чтобы вода не протекала. В итоге такой стакан не переработать. Очередная уловка маркетологов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание