Благодаря достижениям медицины средняя продолжительность жизни людей увеличилась. Однако с возрастом участились случаи деменции и других серьезных нейродегенеративных заболеваний. Ученые из Высшей школы экономики и Нортумбрийского университета в Великобритании обнаружили, что затормозить и ослабить прогрессирование негативных изменений в мозге в старости поможет, как ни странно, изучение иностранных языков.
Старение головного мозга
С возрастом наш мозг начинает функционировать все хуже: снижается скорость обработки информации, кратковременная и эпизодическая память ухудшаются, ослабевают языковые навыки, а также зрительно-пространственные базовые функции. Такой процесс называют когнитивным старением. На уровне нейронов он проявляется анатомическими изменениями в сером и белом веществе в определенных участках мозга.
Тем не менее, скорость старения может быть различной и напрямую зависит от когнитивного резерва человека - от способности нашего головного мозга противостоять последствиям его повреждения и поддерживать оптимальную степень функционирования. Этот резерв создается в течение всей жизни: в ответ на разнообразные внешние раздражения мозг выстраивает нейронные связи, и чем их становится больше и чем они сложнее, тем выше когнитивный резерв и тем скромнее возрастные изменения. Уже установлено, что физическая активность, питание, трудовая деятельность, досуг, уровень образования, социально-экономический статус и ряд других факторов влияют на когнитивный резерв.
Особенности исследования
Группа исследователей из Высшей школы экономики и Нортумбрийского университета в Великобритании задалась целью выяснить, какое влияние оказывает билингвизм или изучение нескольких языков на работу мозга в пожилом возрасте и как он соотносится с другими компонентами когнитивного резерва. Поэтому исследователи провели эксперимент с участием 63 человек в возрасте от 60 лет. Это были абсолютно здоровые участники без каких-либо признаков нейродегенеративного заболевания. Все они владели хотя бы базовым вторым языком (под билингвизмом в данном случае понимается способность говорить на двух языках, хоть и бегло).
Перед началом эксперимента все участники заполняли анкету для оценки своего когнитивного резерва. Важно было указать семейное положение, образование, профессию, количество и качество социальных связей и т.д. Участники также должны были точно сообщить, как давно они говорят на втором языке, как часто и где они его используют.
Участников эксперимента попросили выполнить задание Эриксена "Фланкер", которое обычно применяют для оценки концентрации внимания. Испытуемые наблюдают рисунок из пяти стрелок, основная из которых - центральная стрелка. Боковые стрелки могли смотреть в другие стороны или вместо них могли были быть другие объекты (например, квадраты). В ответ испытуемому следовало указать направление центральной стрелки и чем быстрее, тем лучше.
Как правило, когда центральная и боковая стрелки повернуты в разные стороны, человеку намного труднее сосредоточиться и дать правильный ответ. Но билингвы с этой задачей справились легко. Ученые объясняют этот результат тем, что такие люди постоянно сталкиваются с подобными ситуациями в своей жизни: им приходится принимать решение и переключаться между двумя языковыми системами.
Вывод
Изучение иностранных языков значительно улучшает работу нашего мозга. Эта практика полезна не только у здоровых людей, но и у больных с различными нейродегенеративными заболеваниями (деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, инсульт). Чем раньше вы начнете свое обучение, тем лучше будет ваше здоровье.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание