Сад - это способ, которым природа говорит: "Я вас люблю": слова известных писателей о садах и садоводстве

Сад – это место умиротворения, в котором красота природы находится в концентрированном виде. Садоводством увлекаются не только крестьяне и дачники. Многие известные личности с поэтической душой посвящали выращиванию деревьев и цветов свое свободное время.

Лев Толстой

Для многих образ великого писателя ассоциируется с убеленным сединами мужичком, который ходит по полям и лесам в простой холщевой рубахе, пашет землю плугом, гуляет босиком. Между тем, Лев Николаевич был самым настоящим графом и владел обширным имением Ясная Поляна под Тулой.

В наследство от деда ему достался большой плодовый сад. Несмотря на молодой возраст, юный граф не только сохранил деревья, но и высадил собственноручно тысячи новых яблонь. Впоследствии историки найдут в его дневнике пометку: "Сад расширить".

За годы его жизни площадь насаждений увеличилась в 4 раза! Помимо семечковых культур, здесь росли вишни, сливы, ягодные кустарники. Уходом занимались профессиональные садовники, благодаря чему толстовский сад был образцово-показательным и считался одним из лучших в России.

"Я часто ходил в огород или сад есть те овощи или фрукты, которые поспевали. И это занятие доставляло мне одно из главных удовольствий. Забьешься, бывало, в яблоневый сад, в самую середину высокой густой малины. Над головой – яркое горячее небо, кругом – бледно-зеленая колючая зелень кустов малины, перемешанных с сорной зарослью", – цитата автора из повести "Юность".

Антон Чехов

В возрасте 32 лет Антон Павлович купил усадьбу в Мелихове. Казалось бы, живи и радуйся, однако писателя удручал заброшенный сад. Неожиданно для себя он увлекся садоводством, проявив на этом поприще определенный талант.

Главной его гордостью стало насаждение сирени, состоявшее из 100 кустов. Чехов читал специализированную литературу, заказывал саженцы и семена, ухаживал за деревьями и подрезал ветки "по науке".

Чехов писал друзьям, что если бы не литература, он мог бы быть садовником. А ведь вначале "о сельском хозяйстве знал только, что земля черная, – и больше ничего".

"Весна была еще только в начале, и самая настоящая роскошь цветников пряталась еще в теплицах, но уж и того, что цвело вдоль аллей и там и сям на клумбах, было достаточно, чтобы, гуляя по саду, почувствовать себя в царстве нежных красок, особенно в ранние часы, когда на каждом лепестке сверкала роса", – из повести "Черный монах".

Александр Куприн

Будучи военным по образованию, писатель Александр Куприн неожиданно для себя открыл непреодолимую тягу к садоводству и искренне считал это занятие своим вторым призванием.

Первый опыт посадки и выращивания деревьев он получил в Крыму. А отточил мастерство до совершенства уже под Гатчиной, где купил дачу. На участке в 1 га он разбил великолепный цветник, экспериментировал с выращиваем клубники и заложил яблоневый сад. Не забывал и об огородничестве. А его любимым писательским "кабинетом" стал уютный уголок на свежем воздухе в тени сирени и рябины.

"Приходилось ли вам когда-нибудь поздней осенью, в хмурое, дождливое утро, выйти в сад? Деревья – почти голые, сквозят и качаются, на дорожках гниют опавшие листья, везде смерть и запустение. И только на клумбах, над поникшими, пожелтевшими стеблями других цветов ярко цветут осенние астры и георгины. Помните ли вы их острый травяной запах? Стоишь, бывало, в странном оцепенении около клумбы, дрожа от холода, слышишь этот меланхолический, чисто осенний запах, и тоскуешь", – из рассказа "Осенние цветы".

Эмили Дикинсон

"Если мы любим цветы, разве мы не рождаемся свыше каждый день?", – писала Эмили Дикинсон подруге незадолго до своей смерти в возрасте 55 лет. Когда ее гроб несли через поле лютиков на ближайшее кладбище, как она и просила, большинство горожан узнавали в загадочной женщине с каштановыми волосами скорее садовницу, чем поэтессу.

Ее первым актом творения в девичестве было не стихотворение, а гербарий. Друзья считали любовь к цветам главным атрибутом автора 1800 стихов, которая часто подписывалась как Маргаритка.

Сад был настоящей лабораторией искусства Эмили Дикинсон, и в этом искусстве цветы фигурировали как ее самый богатый символический язык. Она писала стихи на письменном столе из вишневого дерева наверху, в залитой солнцем спальне, обращенной окнами на цветущий рай.

Американская поэтесса пришла к пониманию того, что каждый отдельный цветок представляет собой микрокосм сложных экологических отношений между многочисленными организмами и окружающей средой. Сегодня ее бы называли экологом, но в 19 веке природа была для людей лишь средством обогащения. Возможно, поэтому при жизни Эмили было опубликовано только 4 стихотворения. Общество еще не созрело для глубоких мыслей писательницы.

В разгаре лета вспыхнул вдруг души моей зенит –

Казалось, лишь святым в раю такие дарят дни.

Светило скрылось – как всегда за горизонт. Цветы

Благоухали – что им до новой красоты.

Вирджиния Вулф

На закате своей жизни британская писательница Вирджиния Вулф писала, что ее самыми ранними детскими воспоминаниями являются красные и лиловые анемоны, отпечатанные на черном платье ее матери. А также цветок в саду у большого белого дома на побережье Кельтского моря, где она выросла.

Сад для Вирджинии был главным утешением и радостью в жизни. Многие свои произведения она написала в неотапливаемом сарае, в котором хранились садовые инструменты. Здесь велась работа над романом "Орландо", принесшим Вульф мировую известность.

На гонорар девушка обустроила домик с видом на сад, который стала считать не чем иным, как чудом. По воспоминаниям писательницы, она смотрела на "огромные белые лилии и сияние георгинов", и даже "в холодные серые английские дни чувствовала себя озаренной".

"У меня было два самых счастливых периода в жизни – детство… и нынешний этап. Теперь у меня есть все, что я хочу. Мой сад и моя собака", – писала в дневнике 43-летняя Вирджиния Вулф в 1925 году.

Робин Уолл Киммерер

Автор бестселлера "Голос земли" в главном произведении своей жизни исследует научную и мистическую связь человека с природой на примере сокровенных знаний коренных индейских племен Америки. Выдающийся бриолог Робин Уолл Киммерер посвятила свою жизнь и свою лирическую прозу размышлениям о наших отношениях с окружающей средой.

"Сад – это способ, которым природа говорит "Я вас люблю". Сады – это пример одновременно и материального, и духовного естества", – пишет автор.

В своих книгах Киммерер сравнивает выращивание сада с воспитанием детей. Обоим требуется любовь, забота и указание направления для роста.

"Пища в саду возникает в результате партнерства. Если я не буду собирать камни и выдергивать сорняки, я не выполню свою часть сделки. Я могу делать это руками и использовать инструменты. Но я не могу создать помидор или бобы, как не могу превратить свинец в золото. Это обязанность растений и их дар: оживлять неодушевленное", – отрывок из книги.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы увлекаетесь садоводством? Побуждает ли красота растений к творчеству?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.