Новаторский стиль Брайана Сингера изменил голливудский подход к фильмам о супергероях: как “Люди Икс” 20 лет назад создали “монстра”
Авторский стиль режиссера навсегда изменил подход Голливуда к фильмам о супергероях, но его истерики на съемочной площадке, мятеж актеров и, позже, обвинения в сексуальном насилии омрачили наследие франшизы, которой исполнилось 20 лет.
История с Майклом Джексоном
Весной 1999 года Брайан Сингер и группа продюсеров, и съемочной группы "Людей Икс" работали в старом офисе "Фокс" неподалеку от Олимпик-Дэм, когда в дверь вошел Майкл Джексон. Надев солнцезащитные очки и отказавшись пожать руки присутствующим, Джексон отправился на съемочную площадку, чтобы встретиться с Сингером и обсудить с ним перспективу сыграть профессора Ксавье в предстоящем фильме.
Режиссер сказал ему: "Ты знаешь, что Ксавье - пожилой белый мужчина?. Как вспоминает продюсер "Людей Икс" Лорен Шулер Доннер, Майкл сказал: "Да, конечно. Ты же знаешь, я умею наносить грим".
С этими словами Джексон продемонстрировал презентацию короткометражного фильма "Призраки", в котором поп-звезда превратился в 60-летнего белого мэра, развлекающего местных детей фокусами.
Студия "Двадцатый век Фокс", стоявшая за фильмом, никогда всерьез не рассматривала Джексона на эту роль, и в конечном итоге отдала ее Патрику Стюарту, что позволило ему стать известным актером.
"Люди Икс" и ЛГБТ-сообщества
"Люди Икс" были поистине новаторским фильмом. Стоит отметить, что данный проект был реализован до "Человека-Паука". "Это была первая крупная адаптация Marvel, достигшая основной аудитории", - говорит председатель Sony film Том Ротман, который тогда был председателем Fox Filmed Entertainment. - Именно та ответственность, с которой Сингер относился к темам "инаковости", дискриминации и отчуждения, дала коммерческому кинематографу толчок эмоций и новых целей".
Некоторые организации, такие как GLAAD, отстаивали фильм за его первопроходническое демонстрирование мутантного опыта, как аллегории гей-опыта. Также необходимо рассматривать "Людей Икс" и последующую франшизу с учетом публичных обвинений, с которыми столкнулся Сингер: несколько несовершеннолетних обвинили его в различных формах сексуальных проступков, включая изнасилование. Сингер отрицал все обвинения.
"При анализе работы Брайана Сингера крайне важно сосредоточить внимание на переживаниях и травмах, с которыми сталкиваются его жертвы, и поставить на первое место их благополучие", - говорит представитель GLAAD.
Эта организация выступает за защиту ЛГБТ-людей, особенно ЛГБТ-молодежи, и те, кто хотел бы причинить им вред, не являются друзьями данного сообщества.
Скандалы на съемках и создание чудовища
За кулисами бушевали кризисы, в том числе наркомания, истерики и писательская вражда. Помимо всего прочего, один из актеров фильма подал гражданский иск через четыре месяца после завершения съемок, утверждая, что он был изнасилован тремя друзьями и деловыми партнерами Сингера, хотя ни один из них не был связан с "Людьми Икс".
Многие, кто работал над фильмом "Люди Икс", отмечали тревожное, зачастую, неуравновешенное поведения режиссера на съемочной площадке.
"Это странный бизнес", - говорит Шулер Доннер. - Мы чтим творчество и талант и прощаем гениальных. Подсознательно мы, вероятно, развязываем им руки тем, что закрываем глаза на то, что они делают, берем их продукт и распространяем его по всему миру".
Или, как отмечает другой исполнитель, связанный с фильмом, "его поведение на съемках было ужасным, но мы смирялись и терпели. Это создало чудовище".
Работа над "Людьми Икс"
Еще в 1994 году Шулер Доннер начала работать над "Людьми Икс" вместе с кинокомпанией "Фокс", в то время как карьера Сингера была готова взлететь, после того как его дебютный фильм "Публичный доступ" получил приз Большого жюри на фестивале Sundance.
Вскоре исполнительный директор Fox production Питер Райс обратился к Сингеру с просьбой поставить "Людей Икс", хотя режиссер был незнаком с комиксами.
В тот момент ни у кого не было причин сомневаться в методах работы Сингера, который начал снимать драму "Способный ученик" за 14 миллионов долларов в феврале 1997 года. Но 15 апреля того же года два мальчика, один 14 и другой 17 лет, подали гражданский иск, утверждая, что им было приказано раздеться догола для одной из сцен фильма.
По меньшей мере два других актера выступили с аналогичными заявлениями в отдельных гражданских исках, причем один утверждал, что его грозились уволить, если он откажется выступать обнаженным. Сингер был одним из нескольких ответчиков, названных в исках, которые, как сообщалось, были урегулированы за нераскрытую сумму, причем истцы были связаны соглашениями о конфиденциальности.
Но "Фокс" и глазом не моргнул, и к лету 1998 года "Люди Икс" получили зеленый свет с бюджетом в 75 миллионов долларов.
Работа над сценарием
Некоторые источники утверждают, что встречи по сюжету были непрофессиональными, даже по эксцентричным авторским стандартам. Брайан приводил на встречи людей, которые не были вовлечены в кино. Каждый раз это были новые молодые люди.
Девид Хейтер, который служил помощником и отвечал на телефонные звонки в производственных офисах за 500 долларов в неделю, помогал Сингеру в создании сценария. Сначала режиссер просто руководствовался его знаниями комиксов в создании сценария, и в конце концов заставил его писать новые сцены самостоятельно.
"Сингер начал водить меня на встречи по сценарию с Питером Райсом и Томом Ротманом, и говорил: "Просто сиди там, делай заметки, ничего и никому не говори, что ты пишешь сценарий", - рассказывает Хейтер.
Считается, что Соломон и Маккуорри написали большую часть того, что оказалось на экране, с помощью вклада Хейтера. Источники говорят, что Маккуорри был так зол на студию за этот извилистый процесс, что убедил Соломона удалить его имя вместе с его собственным из фильма. Позже он отказывался от комментариев.
Подбор актерского состава
Помимо прочего, Сингер также возглавлял кастинг фильма. В актерский состав вошла странная смесь британцев, обученных Шекспиру (Патрик Стюарт и Иэн Маккеллен), супермодели (Ребекка Ромейн), профессиональный рестлер (Тайлер Мэйн) и Холли Берри, прежде чем она выиграла Оскар и стала звездой. Снимать Хью Джекмана, тогда неизвестного, который стал всеобщим любимцем благодаря "Людям Икс", была идея Бретта Ратнера.
Кроме того, многие второстепенные и эпизодические роли были заняты красивыми молодыми людьми.