Одновременно со "Стилягами" снимал "Тиски": лучшие фильмы Валерия Тодоровского

8 мая исполнилось 60 лет известному российскому режиссеру и сценаристу Валерию Тодоровскому. Будучи сыном прославленного советского кинорежиссера Петра Тодоровского, он упрочил репутацию славной творческой династии. Самое время вспомнить лучшие фильмы юбиляра.

Биография

Родился Валерий Петрович в Одессе 8 мая 1962 года. В большом кино с 16 лет, впервые сыграв значимую роль в картине "Странная женщина" Юлия Райзмана. После школы поступил во ВГИК на факультет сценаристов. Постигал азы профессии в мастерской Кузнецова и Парамоновой.

Первый сценарий написал в соавторстве с Андрисом Колбергсом для ленты "Двойник", вышедшей в 1986 году. Режиссерский дебют состоялся в 1990 году. Им стал фильм "Катафалк". Помимо съемок и написания сценариев активно занимается продюсированием. Сын Петр Тодоровский также вошел в когорту режиссеров, продолжив дело деда и отца.

"Катафалк", 1990

С самого первого фильма Валерий Тодоровский показал высокий класс в качестве режиссера. Мелодрама по рассказу американской беллетристки Фланнери О’Коннор является учебной работой. Однако она выполнена на таком высоком уровне, что удостоилась ряда наград. Картина стала триумфатором московского кинофестиваля "Дебют-1990" и удостоилась Гран-при на Международном кинофестивале в Мангейме.

Съемки проходили в тяжелых условиях тотального дефицита и безденежья на опустевшей Ялтинской киностудии. Выручило то, что в дебюте задействовано всего 3 значимых актера и несколько второстепенных.

"Любовь", 1991

Студенческая мелодрама рассказывает о поисках любви в бурлящем мире. Саша и Вадим дружат со студенческой скамьи. Первый – скромный и нерешительный, второй – напористый и любвеобильный. На одной из вечеринок они встречают девушек своей мечты. Но не всем мечтам суждено сбыться.

Фильм отмечен прессой и критиками на множестве кинофестивалей. Специалистам понравился фирменный стиль мелодрамы. "Любовь" привечали на сочинском "Кинотавре", смоленском "Созвездии", в американском Чикаго, французском Монпелье, в швейцарской Женеве.

"Подмосковные вечера", 1994

Тодоровский представил свое прочтение классической повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", переместив героев в современную эпоху. Лента мало походит на драму. В ней перемешалось сразу несколько стилей, от нуара до триллера.

По словам Валерия Петровича, он стремился воссоздать некую новую, ни на что не похожую кинематографическую среду. Режиссер не требовал от актеров играть "на разрыв". Гораздо важнее были тонкие эмоции. "Я увлекся совершенно другим миром, который начал придумываться в моей голове", - вспоминал автор фильма.

"Любовник", 2002

На протяжении 15 лет брака профессор вуза считал свою жизнь счастливой. Но когда жена умерла, узнал, что она ему изменяла с отставным военным. Прежний мир тонких материй рухнул и показал свою жестокую сущность. Главный герой в лице актера Олега Янковского решает выяснить отношения с любовником своей жены, которого сыграл Сергей Гармаш.

Валерий Тодоровский считает, что, хотя в его фильме не стреляют, он гораздо жестче многих криминальных драм. Режиссерская и актерская работа впечатлила зрителей и кинокритиков. "Любовник" получил Гран-при "Кинотавра", Приз гильдии киноведов и кинокритиков, 2 премии фестиваля в испанском Сан-Себастьяне.

"Тикси", 2007

Молодого диджея из-за финансовых проблем затягивает в криминальный бизнес. С одной стороны на него наседает влиятельный наркобарон, с другой – майор милиции, который якобы хочет вывести на чистую воду бандита и склоняет к сотрудничеству. Но судьбы действующих персонажей оказались настолько переплетены друг с другом, что разобраться в хитросплетении событий, чувств и мотивов непросто.

В фильме задействованы ведущие российские актеры: Алексей Серебряков, Федор Бондарчук, Максим Матвеев. Любопытно, что картину Тодоровский снял в перерыве съемок своего главного хита – мюзикла "Стиляги". Драма частично профинансирована Госнаркоконтролем.

"Стиляги", 2008

1955 год. Москва. После смерти Сталина среди городской молодежи зародилось движение стиляг. Они модно одеваются, слушают рок-н-ролл и джаз. Фактически являются проводниками идеологически чуждой западной культуры. На борьбу с инакомыслием встают народные дружины во главе с идейными комсомольцами.

Драматический мюзикл наполнен музыкой, танцами, красивыми образами. Он дарит яркие эмоции, не забывая и про духовную составляющую. Тодоровскому мастерски удалось показать субкультуру 50-х, а также поставить перед зрителями серьезные вопросы.

Валерий Петрович с молодости мечтал снять киномюзикл. Однако подходящего сюжета не находил. Однажды он посетил спектакль "Взрослая дочь молодого человека", поставленный Анатолием Васильевым. Режиссера зацепила тема стиляг. Он "заразил" ею своего давнего друга-сценариста Юрия Короткова, который принял действенное участие в создании музыкального фильма.

"Оттепель", 2013

Драматический сериал посвящен советскому кинематографу 1960-х. Работа стала данью уважения к своему отцу-режиссеру и его коллегам.

Любопытно, что идея фильма появилась после общения с режиссером из США Мэттью Вайнером, который снял сериал "Безумцы", основываясь на жизни своих родителей. Тодоровский, выросший в среде кинематографистов, также решил увековечить людей, которые дали ему путевку в жизнь.

"Большой", 2017

Это драматическая история о восхождении танцовщицы из провинции на столичную сцену Большого театра. Балерина Маргарита Симонова, исполнившая одну из ключевых ролей, считает фильм очень правдивым, в котором показана подноготная индустрии балета. То, что скрывается от зрителя за видимой легкостью и праздничной атмосферой.

"Одесса", 2019

Семейная драма разворачивается в 70-х годах в Одессе, закрытой на карантин из-за вспышки холеры. Однако съемочный процесс большей частью проходил в павильоне "Мосфильма" в столице. Чтобы передать антураж одесских улочек, приходилось ездить в Сочи, Ростов и Таганрог, где сохранились похожие старые кварталы и морские пейзажи.

В ленте снялись Леонид Ярмольник, получивший кинопремию "Ника" за лучшую мужскую роль, Евгений Цыганов, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Евгения Брик и другие.

По словам Тодоровского, это кино вовсе не про Одессу, в которой он родился. А про мир, которого больше не увидишь. Ведь былую атмосферу, чувства и мысли советской эпохи уже не вернуть.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам импонируют фильмы Валерия Тодоровского?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.