За счет чего медузе удается снова и снова становиться «молодой» версией себя, и как это может помочь человеку в борьбе со старением

Борьба со старением – это одно из перспективных направлений современной медицины. Поскольку стареть не хочет никто, оно всегда будет иметь поддержку со стороны государств, общественности и состоятельных граждан. К сожалению, пока успехи в этом направлении невелики, хотя определенные подвижки все же есть. Очередным шагом на тернистом пути к заветному бессмертию стало открытие испанских ученых, изучивших причину омоложения медуз.

Подробнее об исследовании

Группа исследователей из Испании наконец нашла объяснение причин биологического бессмертия медуз Turritopsis dohrnii. Для этого был досконально изучен геном данных природных существ, который сравнили с геномом смертных организмов.

Данный вид считается единственным видом живых существ, особи которого теоретически могут достичь биологического бессмертия. Такая способность связана с изменением жизненного цикла в направлении омоложения. То есть время как бы начинает идти для них назад.

Обычно жизненный цикл медуз завершается на стадии взросления вышедших из полипов особей. Однако этот вид приобрел необычную способность поворачивать процесс вспять и вернуться на стадию зародыша. Это может произойти под влиянием неблагоприятной обстановки.

Чтобы выяснить, как медузам это удается, группа ученых из Испании провела полногеномное секвенирование с целью выявить генетические отличия данного вида от родственного, у которого не обнаруживаются признаки бессмертия.

Что было выяснено

Ученые обнаружили, что у данной медузы имеется гораздо больше копий генов, отвечающих за копирование ДНК, восстановление после повреждений и поддержание длины теломер. С укорочением последних во многом связывают старение. Кроме этого, у обладающей бессмертием медузы резко увеличено число генов, ответственных за поддержание гомеостаза, регуляцию окислительного стресса, межклеточную коммуникацию и функции стволовых клеток.

Как все это помогает медузе дольше жить

Данные генетические особенности позволяет этому виду медуз эффективно бороться со старением. В частности, поддержание запаса стволовых клеток позволяет проводить замену выбывающих клеток различных частей тела на новые. Все это, по мнению авторов исследования, поможет улучшить понимание механизмов, отвечающих за старение, а в перспективе и бороться с этим процессом.

Таким образом, если подобные процессы удастся простимулировать и у человека, то это позволит не только заморозить ситуацию, отменив старость, но и вернуть организм в более молодую возрастную фазу. Нет никаких сомнений, что со временем наука сможет найти способ, как это сделать, ведь медузы являются живым доказательством того, что подобное не является фантастикой, то есть может происходить по определенным биологическим законам, а не по мановению волшебной палочки.

Однако даже если рецепт бессмертия будет найден, человек не сможет им воспользоваться массово до тех пор, пока не будет отрегулирована демографическая ситуация в мире. В противном случае это может усилить проблему перенаселенности Земли и привести к планетарной катастрофе.

А как вы относитесь к идее борьбы со старением?