Крошечный мирок: самые маленькие насекомые в мире, например, карликовая стрекоза

Наш мир удивителен, и порой прямо у нас под ногами бурлит активная жизнь, хотя мы этого и не замечаем. Некоторые насекомые настолько мелкие, что увидеть их можно, только лежа на земле и вглядываясь в каждый листик или травинку. Но это не делает их менее прекрасными и интересными. Вот несколько самых необычных карликовых насекомых, созданных природой.

Карликовая голубая бабочка

Бабочки населяют нашу планету уже более 200 миллионов лет. Они застали динозавров и пережили их, избегнув вымирания. Их не смог уничтожить даже ледниковый период, и сейчас существует более 180 000 видов этих прекрасных насекомых. Самым маленьким представителем является карликовая голубая бабочка.

Живет она по всему континенту Северной Америки, а также на Гавайях и Ближнем Востоке. Отличается своим медно-коричневым и с синеватым отливом узором на крылышках. И хотя их размах всего 12 миллиметров, голубая бабочка считается одной из самых красивых. Правда, увидеть ее невооруженным глазом очень нелегко.

Алая карликовая стрекоза

Стрекозы - тоже очень древние насекомые, заставшие динозавров. Их доисторический предок жил 300 миллионов лет назад, имел размах крыльев более 70 см и был опасным хищником. Современные виды стрекоз могут похвастаться размахом крыльев лишь в 20 сантиметров и 12-сантиметровым тельцем. Но есть и совсем миниатюрные представители вида. Например, алая карликовая стрекоза.

Этот крылатый малыш является частью семейства стрекоз Libellulidae, живущих в Китае, Юго-Восточной Азии и Японии. В последние годы встречают этих стрекоз и в Австралии. Размер их крыльев в размахе не более 20 миллиметров, но эта стрекоза - тоже хищник, поедающий более мелких мошек и клопов.

Карликовые мотыльки

Эти миниатюрные насекомые активны только по ночам и от дневных бабочек отличаются формой усиков — на их кончиках нет маленьких шариков. Эти малыши имеют крошечные крылышки с размахом всего 3 мм. Начинают жизненный цикл они в виде личинок, питающихся листьями, из которых потом получается полноценный мотылек.

Впервые обнаружили мотылька в британском графстве Девон еще в 2004 году, но в реестр занесли лишь несколько лет назад. Открыл его энтомолог-любитель Боб Хекворд, в честь которого и был назван вид Ectoedemia heckfordi. Обнаружить мотылька было непросто, поэтому каждое подобное открытие так важно для науки.

Богомол Bolbe pygmaea

Это редкие и очень необычные насекомые, которым люди издревле приписывали сверхъестественные способности. Например, древние китайцы считали богомолов символом бесстрашия и мужества. Техника боя этих насекомых с вытягиванием лапок перед собой породила два популярных стиля боевого искусства. Сегодня богомолов все чаще держат в качестве домашних питомцев.

Но этот миниатюрный вид вряд ли может стать обитателем домашнего террариума. Он называется Bolbe pygmaea и в длину достигает всего 1 сантиметра. Эти микробогомолы обитают только в Австралии и являются очень редкими.

Скорпион Microtityus minimus

Скорпионов причисляют к самым смертоносным насекомым. Они в состоянии побеждать хищников, в несколько раз превосходящих их по размеру. Скорпионы существуют на Земле 430 миллионов лет, эволюция сделала их идеальными охотниками благодаря ядовитому жалу, молниеносной скорости и толстому экзоскелету. Правда, лишь 25 видов скорпионов производят настолько сильный яд, чтобы его хватило для гибели человека.

Самый маленький в мире скорпион Microtityus minimus был обнаружен в 2014 году. Ученые нашли его на острове Эспаньола в Доминикане совершенно случайно. Размер этого крохи всего 11 мм, и, разумеется, яда в его жале слишком мало, чтобы причинить вред человеку.

Комар Uranotaenia lowii

Несмотря на миниатюрные размеры, комары убивают огромное количество людей на планете. Они переносят самые опасные болезни, при этом нападая на нас незаметно. Для этого они используют уникальную технику взмахов крыльями, позволяющую им резко пикировать на человека с высоты совершенно незаметно.

Но самому маленькому комару на планете вкус человеческой крови неведом. Комар Uranotaenia lowii имеет размеры около 2,5 мм и никак не смог бы прокусить людскую кожу. Эти крохи пьют кровь лягушек, находя их даже в темноте, благодаря уникальной акустической чувствительности к их кваканью и другим звукам. Обитают эти крохи в США - от Техаса до Флориды, иногда встречаются и в Северной Каролине.

Сказочная оса

Это не только самая мелкая из ос, но и вообще самое миниатюрное насекомое на планете. Оса имеет размер всего около 1 мм, но сохраняет все повадки и образ жизни обычных ос. Энтомолог из Ирландии Александр Генри Холидей открыл этих малюток в 1833 году и назвал их «атомами отряда перепончатокрылых».

Сказочных ос можно встретить по всему миру. Они приспосабливаются к любой экосистеме и среде: от пустынь до влажных тропических лесов. Мельчайший вид в этом семействе достигает длины всего 0,139 мм, и невооруженным глазом его обнаружить практически невозможно. У таких микроос нет глаз или крыльев, а лишь два крошечных усика и ротовое отверстие. Есть еще «родственник» этих ос — мушки кикики хуна (0,15 мм), живущие в Коста-Рике, на Гавайях и Тринидаде.

А какое из этих насекомых больше всего понравилось вам?