Знает, что нельзя, но делает назло: о причинах, почему ребенок игнорирует запреты родителей и нарочно нарушает их

Многие родители сталкивались с ситуацией, когда ребенок делает что-то плохое, не реагируя на ваши призывы прекратить вредничать. Создается впечатление, что малыш все делает назло и для того, чтобы вас расстроить. На самом деле это не так, поскольку у детей очень крепкая природная привязанность и доверие к близким людям. О причинах вышеописанного поведения пойдет речь в нашей статье.

Изучение поведения взрослых

Ребенок по своей природе очень любознателен, ему все интересно, поэтому он применяет разные практики для того, чтобы лучше познать мир. Например, если вашему малышу до трех лет, ему будет интересно понаблюдать за вашим поведением. Ему интересно смотреть на вашу реакцию, когда вы злитесь. Ваша мимика, голос, жесты вызывает у малыша интерес, ведь обычно вы так себя не ведете. И как только он видит в вашем поведении что-то для себя интересное, он хочет продолжить этот процесс, чтобы сполна им насладиться. В это время вам кажется, что он не слушается и все это делает вам назло.

Старайтесь не очень эмоционально реагировать, ведите себя спокойно, словно ничего не происходит и вас ничего не удивляет. Отличной идеей станет переключить внимание малыша на другой процесс, дети очень быстро забывают о том, что делали, и с удовольствием включаются в новую игру.

Наблюдение за эмоциями

То же самое происходит в поведении детей постарше. Часто они уже понимают запрет, однако в данном случае предпочитают наблюдать за вашими эмоциями. Когда человек злится, он ведет себя несколько иначе, и ребенку это интересно. Если малышу приятно следить за поведением взрослого, то ребенку постарше любопытно сравнить положительные и отрицательные эмоции. Это также является познавательным процессом, поэтому очень остро реагировать и тем более обижаться не стоит. Чем больше вы будете злиться, тем дольше ребенок будет шалить, ведь ваши эмоции продолжают меняться.

Можно использовать предыдущий совет. Переключение внимания является очень эффективным способом успокоения.

Эмоциональное возбуждение

Некоторые ребятишки начинают себя вести подобным образом из-за своего эмоционального возбуждения. Это свойство темперамента, когда возбуждение можно назвать механизмом, продолжающим свою работу до тех пор, пока не закончится заряд. Именно таким механизмом являются эмоции активного ребенка, который будет шалить и вредничать, пока не иссякнут его силы и не придут в норму эмоции. Такое поведение является нормой, поскольку в это время происходит выход негативных эмоций. Ребенок не знает, как правильно от них избавиться, поэтому делает так, как умеет и хочет в данный момент.

Если заметили, что ребенок сильно возбужден и никак не может остановиться, предложите ему поиграть в активную игру. Например, наберите воду в ванну и предложите ему взбить пену или дайте мягкую игрушку (другой предмет, который он сможет помять или побить), чтобы успокоиться.

Замирание

Дети старшего возраста иногда замирают, словно с испуга, но продолжают делать то, что нельзя. Вы пытаетесь достучаться, призываете остановиться и прекратить что-то ломать или проливать, а сын или дочка смотрят на вас открытыми глазами и продолжают. Например, ребенок проливает на пол растительное масло и будет это делать до тех пор, пока не выльет все до последней капли.

Подойдите ближе, попросите дать вам то, что ребенок ломает и проливает, взамен на другую альтернативу (к примеру, вы можете предложить полить воду из бутылки в какую-то емкость или в ванну и разрешить этим заниматься столько, сколько ребенок захочет). Если он не реагирует и не соглашается, не ругайте его и не паникуйте. Лучше потом вместе уберете все, что он разлил или рассыпал, и поговорите о том, что так делать нельзя, когда ребенок успокоится.

Импульс

Маленькие дети движимы импульсами, поэтому им свойственно импульсивное поведение. К примеру, ребенок нашел в каком-то занятии что-то занимательное, и ему тут же захотелось это проверить на практике. Вы это увидели и сделали замечание, на что ребенок отреагировал и на время прекратил. Через минуту он снова взялся за старое, потом снова вас услышал и опять принялся делать то, что хотел. Его остановки и явное послушание означают то, что малыш с вами соглашается и хочет сделать все, чтобы вас не расстраивать, ведь он к вам привязан. А возвращается к своей идее потому, что импульс перевешивает, ведь он еще не умеет контролировать свои желания.

В этом случае надо предусмотреть поведение ребенка и не оставлять в свободном доступе все то, что может его заинтересовать. А если случайно вы не успели вовремя что-то убрать и увидели, как маленькая ручка тянется за ценным предметом, действуйте на опережение, взяв на себя управление его поведением (возьмите ребенка на руки, отвлеките внимание, незаметно спрятав вещь за спину и пр.).

Привлечение внимания

Самой распространенной причиной такого поведения является недостаток внимания. Постарайтесь уделять его ребенку столько, чтобы ему не приходилось привлекать его.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Часто ли ваш ребенок делает то, что нельзя, и как вы на это реагируете?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.