Главное в воспитании - современность. Но почему тогда родители забывают об этом

Сегодня и у педагогов, и у психологов, и у родителей уже нет сомнений, что современное подрастающее поколение сильно отличается от их сверстников прошлых лет. Это обусловлено самим течением жизни, которая быстро меняется, а вместе с ней меняются люди, их установки, в том числе и взгляды на воспитание.

Однако при этом некоторые отцы и матери делают глобальную ошибку, воспитывая детей на тех принципах, которые близки их поколению. В связи с этим педагоги и психологи отмечают, что забывать о современных принципах нельзя, и указывают на важны аспекты, связанные с тем, что ребенку придется жить в изменившемся мире.

Нет моральному заточению детей

Франсуаза Дольто (1908-1988) - французский педиатр и выдающийся психоаналитик, обращала внимание на то, что родители делают ошибку, воспитывая своих детей в соответствии с нормами, установившимися на протяжении многих поколений их предков.

Вот цитата из научных трудов Ф. Дольто:

Ребенка нужно воспитывать для жизни в его поколении… Многие нарушения в характере происходят в семье от морального заточения детей, задыхающихся в атмосфере взрослых. И если они не задыхаются, значит, уже выбрали бегство от жизни.

Психолог Алина Степанова поясняет, что здесь речь идет о том, что отцы и матери не учитывают того момента, что жизнь стремительно идет вперед. И сегодня своих отпрысков уже нельзя держать в узде, применять к ним диктаторские методы, давить на них родительским авторитетом и насильно заставлять делать то, что положено.

А если строптивый ребенок оказывает сопротивление, его нужно наказывать, да построже. Таким родителям необходимо взглянуть правде в глаза и твердо усвоить, что современная жизнь диктует свои законы и свои, новые методы воспитания.

Проблемы современного воспитания

О некоторых из особенностей современных детей и вытекающих из них принципах воспитания рассказала психолог Любовь Князева.

Она указывает на:

  1. Повышенную рабочую занятость родителей, вследствие которой они уделяют мало внимания детям, не представляя, чем они интересуются, в какие игры играют, о чем думают и тревожатся. Родителям нужно понимать, что на раннем этапе развития именно они являются проводниками ребенка в окружающий мир. Ни одно техническое средство не может их заменить.
  2. Рост "экранной" зависимости. Все чаще гаджеты заменяют беседы с папой и мамой, чтение сказок, совместные игры и прогулки. Как бы это ни было удобно некоторым родителям, им нужно понять всю опасность этой тенденции и пресечь ее как можно раньше. В противном случае не избежать физиологических и психологических проблем.
  3. Снижение воображения и любознательности. Оно происходит в связи с тем, что современным детям ничего не нужно придумывать, так как все им уже преподнесли на тарелочке современные технологии. Поэтому рисование, конструирование, сочинение сказок и придумывание новых игр необходимо всячески поощрять в своих отпрысках.
  4. Сокращение общения со сверстниками - также одна из грустных реалий нашего времени. Раньше посредством игр с товарищами дети постигали различные социальные роли. А сейчас у них такой возможности нет. Эту функцию нужно взять на себя родителям.
  5. Уменьшение подвижности. Современные девочки и мальчики мало времени проводят на улице и лишены возможности участвовать в подвижных играх. Это не может не сказываться на их развитии. И это еще один повод задуматься для родителей.

Далее - о новых взглядах на воспитание.

Осознанное родительство

В качестве одной из основных задач современных пап и мам в воспитании педагоги и психологи видят переход к осознанному родительству. В чем оно заключается? Речь идет о том, чтобы среди многочисленных противоречивых методик, предлагаемых сегодня, взять то, что подходит именно вам и вашему ребенку.

Но при этом подлинной осознанностью считается та, которая исходит не только и не столько из логических рассуждений о пользе того или иного метода воспитания. Здесь очень важно руководствоваться своим внутренним состоянием и принимать решения исходя из ценностей, а не расчетов.

Индивидуальный подход

Эксперты отмечают, что универсальных способов воспитания нет, потому что все люди разные - и родители, и дети. Существуют различные стили общения и различные способы мышления. То, что является действенным с одним ребенком, может не подойти другому, а то, что получилось у одного родителя, необязательно получится у другого.

Поэтому здесь очень важно состояние родителя, единство сердца и разума, необходимое при выборе и реализации способов воспитания. При этом не нужно менять ребенка, следует менять себя и свое понимание сына или дочки, тогда изменятся и дети.

Теория привязанности

Ее знание и применение помогает осознанному взаимодействию с детьми. Подробно ее описала педагог и психолог Людмила Петрановская в книге под названием "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка". Эта научная теория, основанная на фактах и научных наблюдениях, исходит из того, что ребенок является весьма зависимым существом. И нуждается в заботе и защите длительно время.

Поэтому общение, взаимосвязь с ребенком, забота о нем, уделение ему внимания, поддержка и любовь - основные факторы воспитания. Однако нельзя забывать, что по мере взросления сына или дочери нужно расширять пределы их самостоятельности и в конечном итоге подготовить их к сепарации от родителей.

Ресурсное состояние

Психологи выводят его из сочетания двух принципов:

  • любви и мудрости, проявляемых к ребенку во всех сферах взаимоотношений;
  • бытия родителя, проявляемого в его мыслях, словах, действиях, как главного фактора воспитания.

Таким образом, мать и отец не воспитывают ребенка специально, они раскрывают себя перед своим отпрыском, а он считывает их состояние. И если необходимое внутреннее состояние отсутствует, то любые предпринимаемые действия будут бессмысленными и даже могут принести вред. В связи с этим необходимо заботиться о том, чтобы избежать эмоционально выгорания и заботиться не только о детях, но и о себе. В противном случае вы, по сути, проявляете нелюбовь к ребенку.

Возможность быть собой

Ее нужно дать и самому себе, и своему ребенку. Ведь случается, что родители переносят свои несбывшиеся ожидания на своих детей. Например, мать когда-то мечтала стать известной пианисткой, но по тем или иным причинам ей пришлось расстаться со своей мечтой. Поэтому она заставляет дочку ходить в музыкальную школу против желания девочки. А иногда родители стремятся во что бы то ни стало добиться того, чтобы их ребенок был лучше других в учебе или спорте, других областях.

В то время как в современной действительности все больше проявляется тенденция к тому, чтобы быть собой и наслаждаться жизнью, а не возноситься мыслями в небывалые высоты, изнуряя себя морально и физически. Поэтому следует предоставить возможность быть самим собой и себе, и своему ребенку.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы учитываете современные реалии, воспитывая своих детей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.