Как научить ребенка понимать где свое, а где чужое, чтобы он не вырос воровитым

Дети в силу возраста не могут отличить свое от чужого, поэтому задачей родителей является их этому научить и привить правильные ценности. Проанализируем реальные действия родителей, которые помогут донести до ребенка самое главное, чтобы он не попадал в неприятные ситуации и не привыкал присваивать себе чужие вещи.

Подавайте положительный пример

Дети копируют поведение взрослых. Как вы будете относиться к чужому имуществу — так же будет относиться к нему и ребенок. Есть реальная история, когда бабушка с восторгом рассказывала внуку о том, что найденное в автобусе золотое кольцо — это ей подарок свыше за ее старания. Знаете, что потом стал делать ребенок? В раздевалке забирать чужие вещи, оставленные на время без присмотра, думая, что это ему награда за хорошее поведение.

Когда найдете смартфон, украшения, кошелек и другие предметы на улице, сто раз подумайте, что с ними делать. Если заберете себе — то ваш ребенок будет тоже присваивать себе чужие вещи. А если отыщете владельца, отнесете в полицию или в бюро находок, тогда подадите чаду положительный пример.

Учитывайте возраст

Очень важно не упустить момент, когда ребенку можно привить понимание, где свое, а где чужое. Например, в два года малыш думает, что весь мир принадлежит ему, а потому неосознанно может забирать все, что ему понравилось. Задача родителей — напоминать, что есть свои вещи, а есть чужие, что у них есть свой хозяин, что их можно взять только с разрешения. Не ругайте, если малыш что-то мимоходом прихватил: просто терпеливо напоминайте правила.

Уже в три года ребенок начинает различать, где свое, а где чужое. И если он берет чужое, то знает, что так нельзя, что это плохо. Но это может быть проверкой: «Если я нарушу правила, то что будет?» Родителям лишь следует далее проводить воспитательные беседы и говорить о том, что брать чужое нельзя.

Развивайте эмпатию

К 4-5 годам нужно подключать эмпатию. Например, описывать чувства обиженного ребенка, у которого отобрали игрушку: как ему больно, досадно, как он скучает по своей любимой вещи. Нужно просить своего малыша поставить себя на место того, у кого украли или отобрали вещь. Если все сделаете правильно, то ваши дети усвоят понятия «свое» и «чужое» и поймут, почему не принадлежащие им вещи брать нельзя.

Давайте ребенку имущество

Если у ребенка нет своего, то он не сможет понять чужое. Вот почему так важно, чтобы у него было личное имущество. Дело в том, что нередко, особенно в многодетных семьях, данное правило нарушается: там у всех общие игрушки, даже общая одежда. Аналогичная история наблюдается и в детских домах. Это приводит к тому, что у ребенка вообще нет деления на категории «свое» и «чужое».

Уже в 5-6 лет ребенок должен иметь свое имущество. Ему нужно дать право им распоряжаться. Если он захочет разобрать эту машинку на запчасти и выбросить — значит, на то его воля. Он вправе распоряжаться своим, как хочет. В младшем школьном возрасте желательно начинать выдавать ребенку карманные деньги. Так он научится распоряжаться финансами и начнет более бережно относиться и к своему, и к чужому имуществу, поскольку будет знать ценность тем или иным вещам.

Устанавливайте правила

Вы также можете установить правила на домашнее имущество. Договоритесь, какие вещи дети могут брать в любое время, какие — только с вашего разрешения (например, ваши личные гаджеты), а какие трогать и вовсе нельзя (например, опасные предметы или личные вещи родителей).

В доме вы также можете выделить зоны, где что-то можно брать, а что-то нет. Например, вы можете разрешить детям брать еду из холодильника в любое время, но запретить инспектировать подвесной шкаф (там тогда сможете хранить нечто запретное наподобие конфет или сладостей). Дети также должны знать, что нельзя трогать вещи из родительской спальни, ведь это имущество взрослых. Вы же, в свою очередь, обязуйтесь не трогать личные вещи детей. Самое главное — соблюдайте правила сами, не нарушайте данные обещания, и тогда дети будут поступать так же.

Переключайте внимание

Допустим, вашему ребенку до четырех лет, он играет на детской площадке. Берет чью-то игрушку, а хозяин против (например, этот ребенок уже постарше и ценит свое имущество). Вы можете предложить детям на время обменяться игрушками, дабы предотвратить конфликт. Если другой ребенок не желает делиться, тогда переключайте внимание своего чада на что-то другое: предложите ему какую-то увлекательную игру или покажите интересный другой предмет.

Этот лайфхак подходит для малышей, которые в силу юного возраста пока не умеют отличать свое от чужого.

Не смотрите на стоимость

Некоторые родители считают, что чужое, но копеечное имущество можно брать. Например, если в песочнице кто-то забыл пластиковую лопатку, то ребенку разрешается ее себе присвоить. Но не забывайте, что маленькие дети еще не знают ценности вещей, не понимают, что дорого, а что нет. Вы же таким поведением сами подталкиваете их к воровству, поэтому так делать не надо. Даже если кто-то забыл конфету, скажите, что все равно это чужое, а потому брать это нельзя.

Уделяйте внимание ребенку

Знаете, почему дети иногда идут на осознанное воровство? Им просто не хватает внимания взрослых. К примеру, мальчик Вова взял украшение из дома маминой подруги, когда был в гостях. Эта вещь ему не нужна, и он намеревался ее вернуть, но только после того, как сработает план. План же заключался в следующем: начнутся разбирательства, взрослые поймут, что вещь взял Вова. И вот тогда он окажется в центре внимания. Родители наконец его заметят: пусть даже и по такому невеселому поводу.

Если ваш ребенок странным образом берет чужие вещи, которые ему не нужны, причем зная, что это плохо, тогда задумайтесь над тем, достаточно ли вы уделяете ему внимания. Возможно, ребенку элементарно не хватает общения с вами, и даже ваши нравоучительные беседы для него - это своего рода подарок.

Оказывайте поддержку

Как быть, если ребенок украл чью-то вещь? Обойдитесь без шоковой терапии: не нужно выносить историю на всеобщее обозрение, публично унижать и осуждать ребенка. Сначала поинтересуйтесь о его мотивах. Не вешайте сразу ярлык "вор" - рассматривайте конкретный случай и давайте понять, что данный единичный эпизод никак не характеризует чадо. Вы его любите и обязательно ему поможете.

Объясните ребенку, почему плохо брать чужое. Когда он раскается, смотрите по ситуации, как лучше вернуть вещь. Если ребенок сам хочет извиниться за свой поступок, то позвольте это ему сделать. Если ему очень стыдно, то сделайте одолжение и помогите ему незаметно вернуть предмет обратно. Скажите, что так вы поступаете первый и последний раз. Если история повторится, тогда ответственность за возврат ляжет на него.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Присваивает ли ваш ребенок себе чужие вещи?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.