Похвала является очень важным инструментом в процессе воспитания. Дети, которых хвалят родители, вырастают с адекватной самооценкой, чувствует себя уверенно и в безопасности. Однако хвалить можно по-разному, если примеры похвалы, которая может сильно ранить ребенка (например, с добавлен6ием критики, с сарказмом или в формате сравнения). Поэтому очень важно использовать правильную тактику, и об том пойдет речь в данной статье.
Не давайте оценок личности ребенка, давайте оценку его стараниям
Некоторые родители предпочитают хвалить: «Ты такой умный и такой молодец!» и используют эту похвалу после того, как увидели результат стараний ребенка. Он поначалу может обрадоваться, однако дальше произойдет вот что. Он либо посчитает, что есть повод расслабиться и больше ничего не делать (ведь он же молодец, он умный). Либо ребенок испугается того, что в следующий раз, если у него не получится сделать работу качественно, он перестанет быть «умным» и потеряет свой статус. Поэтому разумнее будет сказать: «Ты так хорошо постарался».
Используйте развернутую похвалу
Не стоит использовать одно слово, чтобы похвалить ребенка. То есть пример с «молодцом» и здесь оценивается как неудачный. Некоторые родители предпочитают говорить это слово, не объясняя ребенку, что именно он сделал такого, что было бы достойно похвалы. К тому же родители скорее дают оценку себе, ведь это они воспитали «молодца», а к действиям ребенка это не имеет никакого отношения. Поэтому следует давать развернутый комментарий, который поможет ребенку понять, в чем он достиг успеха. Например, можно сказать: «Ты отлично постарался и нарисовал очень красивый рисунок» или «Вот эта птичка на рисунке получилась у тебя особенно хорошо».
Не обобщайте
Сказать: «Отличная работа», мельком бросив взгляд на то, что сделал ребенок, — это также не самый удачный формат похвалы. Сын или дочка будут думать, что родителям все равно, они заняты своими делами и используют похвалу, чтобы он поскорее от них отстал. Никогда так не поступайте, даже если действительно очень сильно торопитесь. Если нет времени, скажите ребенку, что обязательно посмотрите на его творение, но чуть позже. А когда освободитесь, обязательно рассмотрите все, что вам покажет ребенок, и обсудите все до мелочей (начиная с того, откуда у него возникла идея сделать именно это, и заканчивая обсуждением всех самых мелких деталей). Даже если работа будет сделана не очень хорошо, найдите, за что похвалить. Наверняка вы найдете хоть малейший повод. Это надо для того, чтобы не погубить инициативу и мотивацию ребенка.
Оценивайте процесс, а не результат
Старайтесь акцентировать внимание на старании ребенка. Если даже у него плохо что-то получилось в этот раз, он обязательно постарается сделать лучше в следующий. Ему важно понимать, что старания замечены, он идет по правильному пути и вы его в этом поддерживаете.
Не критикуйте и не сравнивайте
Хочется снова вернуться к похвале, которая даже может навредить. Во-первых, вы должны говорить искренне и убедительно, чтобы ребенок не сомневался в вашей честности. Во-вторых, никогда похвала не должна быть сопряжена с критикой, какой бы объективной она ни была. Можете выделить то, что у ребенка получилось лучше, но не акцентируйте внимание на том, что не получилось, это может его обидеть.
Не стоит использовать сравнения с другими ребятами, чтобы поощрить соревновательный процесс. Единственный человек, с кем вы можете сравнить сына или дочь, — это он сам. К примеру, скажите ему о том, что сегодня у него все получается намного лучше, чем в прошлый или позапрошлый раз. Это будет стимулом для того, чтобы ребенок стремился усовершенствовать свои знания и умения. Он обретет силы, которые ему помогут действительно подняться на ступень выше. Хвалите детей почаще, делайте это при каждом удобном случае, чтобы они росли умными, сильными и самодостаточными личностями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание