Как на самом деле работают негативные эмоции. О положительной стороне того, что люди считают плохим и даже боятся

В любом негативном чувстве можно найти нечто положительное. Тенденция к постоянному счастью приводит к внутреннему напряжению и недовольству собой. Загнанный внутрь стресс не сулит ничего хорошего. Лучше научиться справляться с отрицательными эмоциями.

Чувства и эмоции: в чем разница?

Есть разные классификации, но стоит понять самую суть. Эмоция - временная реакция на внешнее событие, внутренний конфликт. Чувство - постоянное состояние, проявление отношения к чему-то или кому-то. Люди привыкли делить эмоции на “плохие” и “хорошие”. Это ошибка:

  • Эмоции - естественные реакции организма. Это всего лишь индикатор психологического состояния.
  • Называя собственные эмоции “плохими”, мы стараемся их избегать, а “хороших” - получать как можно больше. Но это непрактичный и неэффективных подход.
  • Очень важно замечать эмоции и чувства, ведь они являются для нас своеобразными датчиками.

Стремление избегать плохого на самом деле не очень хороший тренд. Вы ведь не будете снимать пожарную сигнализацию только потому, что у нее звук неприятный. Она выполняет очень важную функцию. Так и с эмоциями.

Ваши помощники

Эмоциональный интеллект - умение распознавать собственные желания, чувства и мотивы. Человек, у которого “прокачан” этот навык, намного лучше понимает окружающих. Он сумеет создать нужный настрой во время работы или деловой встречи, произведет хорошее впечатление.

“Эмоционал” сумеет адекватно среагировать на изменение обстановки. Он извлечет пользу даже из той ситуации, которая вызывает страх или стыд. Теперь рассмотрим, как конкретные “плохие” эмоции могут помочь в жизни.

Успешен тот, кому стыдно

Ученые выяснили, что россиянами часто руководит чувство вины. Японцев же подстегивает стыд. Удивительно, но это накладывает отпечаток не только на качество жизни, но и на развитие производства, успехи в бизнесе.

Сначала разберемся, к чему приводит человека чувство вины:

  • “Я больше так не буду”. Возникает желание вообще не делать то, из-за чего стало стыдно. Насколько велики шансы, что это удастся? Правильно, они стремятся к нулю. Отсюда следующий пункт.
  • Появляется хитрость, изворотливость.
  • Человек занимает позицию жертвы и снимает с себя ответственность за происходящее.

Подобная стратегия в долгосрочной перспективе является проигрышной. Оступившись повторно (а это случится), человек будет стараться замести следы, чтобы вновь не испытать неприятного чувства.

У самураев получается лучше

Разберем, чем отличается позиция японцев. Их мировоззрение формировалось под влиянием кодекса бусидо.

Самураи считали, что лучше смерть, чем позор. Они жертвовали собой, лишь бы не пострадала репутация покровителя или семьи. Таким образом они заботились о своей ячейке общества. Вот как мыслит современный японец:

  • Испытывать вину не страшно - страшно подвести коллег. Как следствие - тщательный контроль за каждым своим действием на вверенном участке работы.
  • Нежелание опозориться становится стимулом к качественному исполнению обязанностей. Следствие - хорошая работа, гордость за себя и компанию.
  • С самого детства благодаря чувству стыда японцы учатся ответственности.

Вот так стыд становится мощным мотиватором, который заставляет человека жить осознанно.

Разгневался? Отлично!

Гнев можно обернуть себе на пользу. Он требует обратить особое внимание на ситуацию. Что именно послужило причиной такой реакции?

Стоит проанализировать события и сделать выводы. О чем может сигнализировать гнев:

  • Человек сам вас спровоцировал. Если такая ситуация повторяется много раз, то стоит подумать о том, надо ли продолжать общаться с ним.
  • Возможно, вы слишком напряжены. Займитесь физическим упражнениями, чаще медитируйте.
  • Гнев предостерегает от попадания в повторяющийся негативный сценарий. Дело в том, что он возвращает в настоящее, обостряет чувство реальности.

Вот так можно извлечь пользу из негатива. Главное - не отдаваться во власть агрессии.

Как злость помогает

Злость тоже весьма полезна. Например, юноша приходит в продажи. У доброжелательного человека начинает копиться негатив, потому что ничего не выходит. Сначала он злится на себя, потом и на покупателей, которые ничего не берут. В результате агрессия выплескивается на клиентов. Конечно, это путь в никуда.

На этом этапе необходимо энергию злости направить в другое русло. Обратиться к грамотному наставнику, который обучит эффективным приемам продаж, работе с возражениями. Именно злость помогает найти в себе силы на то, на что раньше не хватало смелости.

Страшно полезно

Эмоция, которой все стараются избегать. Но мы часто забываем о пользе страха, а ведь это часть механизма выживания:

  • Страх предупреждает об опасности.
  • Обращает внимание на проблему.
  • Сигнализирует о выходе из зоны комфорта.

Но не стоит каждый раз послушно идти на попятную. Так многого не добиться.

Чтобы правильно использовать механизм выживания, есть простая техника. Надо ответить на ряд вопросов:

  • Что конкретно вызывает страх?
  • К чему он подталкивает?
  • Что бы вы сделали, если бы спокойно наблюдали за ситуацией со стороны?

Таким образом, трезвый расчет поможет взять контроль над событиями. Подобный алгоритм поможет справиться и с другими отрицательными эмоциями.

Почему нельзя игнорировать эмоции

Общение происходит не только с помощью слов. Не менее важен язык тела и эмоции. Способность “считывать” собеседника есть у каждого, просто некоторые сознательно ее развивают, а некоторые игнорируют. И совершают ошибку.

Подавляя эмоции, человек не только утрачивает связь со своим “я”, но и теряет способность распознавать переживания окружающих.

Важно научиться адекватно реагировать на негатив. В противном случае можно попрощаться с дружескими и деловыми связями. Это умение очень важно. Оно поможет не застревать в неприятной ситуации, а извлечь из нее пользу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы анализируете свои негативные эмоции или просто стараетесь о них забыть?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.