Почему из отличников часто вырастают лентяи без всякой дисциплины: объяснение

Нередко можно заметить, что бывшие отличники с трудом устраиваются в жизни. Эти люди испытывают колоссальные трудности с социальной адаптацией, долго ищут сферу, в которой можно было бы реализовать свои таланты. Они нередко разочаровываются в себе, близких родственниках, перестают развиваться вообще, замыкаются в себе. Такая ситуация не формируется случайным образом. В психологии существует даже такой термин – «синдром отличника». Он обнаруживает глубокую связь со страхом опозориться, оказаться не на высоте положения. Тому есть несколько причин.

Отсутствие гибкости

На самом деле основа проблемы заключается вовсе не в лени как таковой. Наоборот, «пятерочники» отличаются небывалой усидчивостью. Они способны пожертвовать сном, пренебречь собственной усталостью, чувством голода, лишь бы окружающие были довольны. У отличников вообще присутствует сильное стремление оправдывать чужие ожидания.

Они не понимают, к чему им самим хотелось бы прийти, не умеют самостоятельно оценивать имеющиеся перспективы, анализировать реальное положение вещей.

Боязнь критики

Тот, кто привык смотреть на жизнь через призму школьных оценок, не научится действовать открыто, не опасаясь разрушительных последствий. Такая личность постоянно ожидает подвоха, стесняется говорить открыто о своих естественных потребностях. Даже благородные порывы приходится в себе подавлять, а чувства замалчивать из-за боязни показаться нелепым и странным.

Неумение принимать критику – довольно частое проявление синдрома отличника. Когда заканчивается школа, ориентироваться приходится на себя. Но «пятерочнику» обязательно нужны некоторые ограничивающие условия, которые направили бы его в нужное русло и одновременно помогли избавиться от страха осуждения.

Невроз

Нервное напряжение постепенно накапливается, отчего страдает не только эмоциональное, но и физическое здоровье. Высока степень развития невроза. А состояние сильной эмоциональной подавленности мешает любому успеху. Становится сложно чему-то научиться, просто поверить в себя и начать движение в нужном направлении.

Со временем невроз только усугубляется, поскольку человек с синдромом отличника едва ли умеет решать собственные проблемы, ведь он так боится показаться слабым. Некоторые люди постоянно подхватывают какие-либо физические заболевания просто потому, что не знают, как освободиться от повышенного беспокойства и тревожности.

Отсутствие опыта решения проблем

Известно, что «пятерочникам» нет нужны бороться за оценки. К ним и так относятся достаточно снисходительно. Многое держится на прошлых заслугах. Они привыкают к тому, что однажды завоевав хорошую репутацию, можно в дальнейшем пользоваться удовлетворительными результатами. Но взрослая жизнь устроена гораздо сложнее. Там требуется принимать обдуманные решения, действовать наугад, идти на оправданный риск. А подобные шаги требуют усилия воли, концентрации внимания и определенной смелости.

Получается, что отличники теряют ориентир во взрослой жизни. Они привыкают, что их действиями должен кто-то управлять, поэтому не могут правильно организовать собственную деятельность, боятся начинать новое дело, чтобы не испытать разочарование.

Зацикленность на оценке

Что бы ни происходило, приоритетом всегда становится потребность оправдать надежды тех, кто находится рядом. Здесь имеется в виду неумение абстрагироваться от мнения окружающих. Оно начинает буквально довлеть над вчерашним учеником. Вместо того чтобы сосредоточиться на результате, человек, привыкший получать только «отлично», думает о том, какие шаги предпринять, чтобы им были довольны. Хорошая оценка становится лучшим стимулом для саморазвития.

Ради одобрения такой человек часто готов пойти на любую жертву. Но в жизни приходится сталкиваться с разочарованиями, приходится получать «двойки». Отличник к такому не привык, поэтому ситуация сразу выходит у него из-под контроля.

Перфекционизм

Бывшим отличникам непросто принять окружающую реальность. Этим людям постоянно кажется, что они недостаточно стараются для получения выгодного результата. Такие личности склонны к депрессии и самокопанию, постоянно накручивают себя по поводу всевозможных проблем. Им часто кажется, что они чего-то недостойны или недостаточными знаниями обладают. Возникающие проблемы эти люди стараются обходить стороной, потому что не умеют их решать, находить в себе ресурсы для преодоления значимых препятствий.

Если задуматься, то перфекционизм достаточно сильно мешает почувствовать себя счастливым и самодостаточным человеком. Ведь если всегда и во всем стремиться преуспевать, то не останется времени для восполнения сил. Вся энергия тратится на то, чтобы оправдать чужие ожидания. Ведь быть хорошим для всех и каждого невозможно. Нельзя постоянно выдавать высокие результаты, находиться на пределе сил и возможностей. Но перфекционисты не дают себе права на послабление.

Таким образом, бывшим отличникам действительно довольно нелегко вливаться в трудовой коллектив, менять профессию, вообще реализовывать личностный потенциал. Как правило, эти люди много знают и умеют накапливать информацию. Однако испытывают колоссальные трудности с тем, чтобы передавать свои знания другим, а тем более озвучивать собственные предпочтения. «Пятерочники» слишком сильно зависят от мнения окружающих, боятся разочаровать друзей, родственников, коллег и начальство. Они не находят в себе ресурса для самореализации, исполнения заветных желаний, потому что слишком сильно боятся разочарования.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

На ваш взгляд, трудно ли приходится бывшим отличникам во взрослой жизни?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Высосано из пальца. Частные случаи некорректно обобщены. Попробуйте посчитать, какая огромная масса троечников-двоечников, якобы более приспособленных к жизни, трудится на малоквалифицированных должностях и звезд с неба не хватает. Из этого контингента выдергивают отдельных успешных и тоже обобщают - вот кто лучше отличников в жизни!
Копировать ссылку
0
Все ложь!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.