Верить лжи, несмотря на очевидную правду: что заставляет людей делиться дезинформацией в социальных сетях

Дезинформация подобна болезни. Понимание того, как она распространяется, является ключом к выздоровлению. Учитывая информационную среду, в которой мы находимся, разобраться в том, что является правдой, а что вводит в заблуждение, - это не только вопрос честности и морали, но и вопрос выживания. Дезинформация убивает.

Некачественные данные препятствует принятию правильных решений, что приводит к распространению предотвратимых заболеваний, подрывает инициативы в области общественного здравоохранения и задерживает или мешает нам распознавать растущие угрозы и реагировать на них, включая изменение климата, COVID-19, миграцию людей и многие другие.

Люди склонны верить лжи, несмотря на очевидные факты, если она соответствует их ценностям и желаниям. Более того, они также, вероятно, будут делиться ею.

Изучение движущих сил дезинформации

Чтобы понять движущие силы дезинформации, доктор Морозоли и его коллеги провели исследование, опубликованное в журнале American Behavioral Scientist (2022). Они рассмотрели социально-демографические факторы, включая пол, возраст и уровень образования; разрешающие факторы, такие как поведение в социальных сетях, включая политические убеждения, соответствие собственным установкам по данному вопросу, важности рассматриваемой проблемы, а также соответствующие черты личности, в частности нарциссизм, социопатию и макиавеллизм.

Исследователи опросили более 7000 человек в шести разных странах, во всех западных демократиях (Швейцария, Бельгия, Франция, Германия, Великобритания и США). Они сосредоточились на информации об изменении климата, иммиграции и COVID-19 - всех поляризующих социальных проблемах, которые, как известно, чреваты дезинформацией.

Испытуемым были показаны три выборочных сообщения в соцсетях, по одному на каждую тему, разработанные для целей исследования и содержащие вводящую в заблуждение информацию. Участникам сказали, что их мнение запрашивается для помощи онлайн-службе новостей и проверки сообщения перед публикацией. Их спросили, насколько вероятно, что они будут вовлечены в данный пост и насколько они будут мотивированы поделиться им. Различные демографические факторы, установки и политические убеждения были оценены с использованием общепринятых рейтинговых шкал.

Результаты исследования

Исследователи обнаружили, что мужчины, пожилые люди и люди с более низким образованием были значительно более склонны участвовать в выборочных публикациях. Личностные черты темной триады нарциссизма и психопатии были связаны с большей вовлеченностью в публикации в социальных сетях. В результате люди, чья политическая ориентация была консервативной (по сравнению с либеральной), с большей вероятностью занимали эти должности.

Испытуемые сказали, что они с большей вероятностью делились образцами сообщений, когда они соответствовали их взглядам и убеждениям. Кроме того, чем более актуальным считался вопрос, тем с большей вероятностью участники указывали, что у них будет мотивация поделиться данным сообщением.

Мотивация к распространению сообщений

Возможно, неудивительно, что люди, которые больше пользовались социальными сетями в целом, с большей вероятностью указывали на готовность взаимодействовать с постами. Те, у кого было больше базового доверия к новостям в социальных сетях, сообщили о большей мотивации к распространению сообщений. Люди, которые, как правило, взаимодействовали с постами друзей и семей, также с большей вероятностью делились постами, что говорит о синергетическом социальном эффекте.

Были сделаны некоторые выводы, требующие дальнейшего изучения. Например, взаимодействие с дезинформацией было более вероятным, когда информация в посте соответствовала чьей-либо точке зрения.

Приписывание вины

Примечательно, что новости, обвиняющие протестующих в том, что они оставляют мусор, вызвали большую вовлеченность из-за приписывания вины больше, чем самой проблеме изменения климата, подчеркивая важность деталей в понимании распространения дезинформации в социальных сетях. Это говорит о том, что включение подстрекательских материалов в новости социальных сетей, даже если они не имеют отношения к основным моментам, может быть использовано манипулятивно для привлечения внимания и обмена информацией.

Эффект иллюзорной правды

Требуется больше работы, чтобы полностью понять, как дезинформация распространяется через взаимодействие с социальными сетями и обмен ими. Потребуется кропотливое исследование для рассмотрения каждой отдельной проблемы наряду с соответствующими субфакторами, чтобы наметить все различные пути и факторы, предсказывающие как веру в ложь, так и взаимодействие с ней. Исследования должны были бы выявить такие психологические факторы, как "эффект иллюзорной правды" и то, как убеждения и воспитание могут склонить некоторых слепо следовать за авторитетными лидерами.

Учитывая, что исследования такого рода могут быть использованы как на службе правды, так и для поддержки усилий по дезинформации, возникает эскалация гонки информационных вооружений, в которой различные заинтересованные группы могут использовать исследования по психологии дезинформации для достижения любых своих собственных целей.

Выводы

К чему это приведет, трудно предсказать. Надеемся, что подобные исследования могут быть использованы для достижения консенсуса в отношении того, как управлять информацией по мере того, как разворачивается грандиозный социальный эксперимент технологий, формирующий наш мир.

Комментарии