Все мы в разное время жизни сталкиваемся с комментариями или критикой со стороны третьих лиц. Мнение других людей является фундаментальным аспектом жизни в обществе и человеческого общения. Мы не можем изменить или модифицировать то, как другие люди о нас думают, но у нас есть возможность научиться противостоять этой критике соответствующим образом, чтобы она не ставила под угрозу нашу самооценку. В этой статье представлены различия между конструктивной и деструктивной критикой.
Намерение
Конструктивная критика озвучивается человеком с целью обратить ваше внимание на важный аспект (в частности, упущение или ошибку), которую необходимо исправить. Напротив, деструктивная критика исходит с основной целью разрушить или нанести ущерб самооценке критикуемых людей. Причиной такого поведения недоброжелательного человека является зависть, неуверенность в себе или другие проблемы личного характера. Собеседник не предлагает какой-либо альтернативы или иного взгляда на вещи, он лишь вас демотивирует или обескураживает, чтобы таким способом вас намеренно обидеть и выбить из колеи.
Сосредоточение на проблеме
В связи с вышеизложенным конструктивная критика направлена на выявление проблем, их решение и предложение способов устранения возможных ошибок. Деструктивная критика также направлена на выявление ошибок и дефектов, но не предлагает альтернатив или идей по их исправлению. Как уже отмечалось по поводу преднамеренности, ее цель состоит в том, чтобы причинить вред и заставить критикуемого человека прекратить делать то, что он делает. Критикующий не ждет от вас улучшения и исправления, он стремится сделать все для того, чтобы вы отказались от своих намерений.
Тон голоса
Конструктивная критика обычно выражается в уважительной и внимательной манере, используется дружелюбный и доброжелательный тон голоса. И наоборот, деструктивная критика имеет тенденцию быть преимущественно пренебрежительной, агрессивной, саркастической или пассивно-агрессивной, порождающей и провоцирующей враждебность и негодование. Эта форма общения отрицательно влияет на самооценку и доверие, которое мы оказываем другим людям, а также влияет на нас, когда дело доходит до принятия другой критики или комментариев от третьих лиц.
Ориентация на человека или поступок
Полезная критика фокусируется на действии или поведении, ищет другие способы действия, она не предполагает нападок или осуждения человека в целом. Деструктивная критика является субъективной и направлена на человека, которого намеренно хотят обидеть. Звучат негативные комментарии о его достоинстве или личных способностях, создается ощущение, что критикующий старается подчеркнуть все недостатки своей жертвы. Скорее всего, критикующий обижен на собеседника и рад поводу высказать все то, что он думает. Иногда его слова не имеют никакого отношения к актуальной теме. Точнее, агрессор начинает с критики по теме, а заканчивает переходом на личности.
Стремление к росту
Конструктивная критика всегда будет стремиться строить, сосредотачиваясь на росте критикуемого человека и его личном, эмоциональном или профессиональном развитии. Критикующий старается помочь и приводит наглядные примеры, которые подтверждают его правоту и добрые намерения. Человек старается либо помочь человеку стать мудрее и опытнее, либо он переживает за всю команду или проект. Деструктивная критика сосредоточена на подрыв доверия и препятствие прогрессу (мотивации). Недоброжелателю важно получить собственную выгоду, а о других он в данный момент думает меньше всего (или намеренно хочет все испортить).
Представление альтернатив
Как уже упоминалось, конструктивная критика обычно включает предложения или конкретные альтернативы критикуемому поведению, помогающие решить обозначенные проблемы. Человек, который искренне хочет помочь, не станет бравировать тем, что он все знает, но при этом не желает делиться своими знаниями. Он и указывает на ошибки с целью помочь их исправить. Деструктивная критика имеет тенденцию ограничиваться подчеркиванием негативных аспектов, не предлагая идей или практических решений. Обычно человек, критикующий деструктивно, не заинтересован в том, чтобы критикуемый изменил то, что подвергалось критике. Он хочет, чтобы жертва продолжала делать это «плохо». Это происходит из-за личного удовлетворения, зависти либо целого набора психоэмоциональных переменных в характере этого человека.
Укрепление связей
В целом конструктивная критика обычно воспринимается лучше, поскольку она является возможностью учиться и совершенствоваться. Вы можете укрепить отношения и создать атмосферу доверия и роста. Как правило, конструктивная критика укрепляет связи между людьми, вызывает доверие и делает общение более легким. Вместо этого деструктивная критика часто оказывает негативное воздействие, разрушая отношения и демотивируя людей, что приводит к стагнации или снижению производительности. Это очень сложно для установления связи, потому что во многих случаях человек, постоянно использующий такого рода критику, может быть настолько вредным, что становится для нас токсичным. Стоит также сказать, что из этих отношений часто бывает трудно выйти.
Реакция на деструктивную критику
Как уже упоминалось в начале статьи, критика всегда будет присутствовать в нашей социальной жизни и при установлении отношений с другими людьми. По этой причине важно приспособиться и адаптироваться к ним, подготовить смену ролей, которая принимает и обеспечивает обратную связь, а не систематически ее отвергает. Логично думать, что принимать критику не всегда легко, особенно когда она исходит не конструктивно, а деструктивно. Рекомендуется установить здоровые границы с окружающими людьми, чтобы максимизировать конструктивную критику и исключить деструктивную. Единственный эффективный способ сделать это – открытое и настойчивое общение.
Хоть это и сложно, но важно проявлять сочувствие и сострадание к человеку, который излучает только деструктивную критику. Возможно, он переживает не самые лучшие времена или у него проблемы с ревностью или неуверенностью. Даже если он обладает плохим характером, все равно вам нужно быть снисходительным, будьте выше этого и не принимайте все близко к сердцу. По этой причине о влиянии, которое этот тип критики может оказать на вас, необходимо сообщать в положительном ключе, устанавливая ограничения. Очень вежливо попросите не давать вам непрошеных советов. К примеру, вы можете сказать: «Спасибо за желание помочь, я обязательно воспользуюсь вашим предложением, если мне понадобится помощь».
Вместо заключения
Всегда отличайте конструктивную критику от деструктивной, это будет несложно, если вы будете внимательны. На первую не обижайтесь, поскольку человек вам хочет помочь из добрых намерений. На вторую правильно реагируйте и не позволяйте относиться к вам неуважительно. Если имеете дело с человеком, деструктивная критика которого является постоянной (это его привычка), старайтесь держаться от него подальше. Обязательно обозначьте личные границы, сделайте его четко, лаконично и даже жестко. Попросите не вмешиваться в ваши дела, а если человек продолжает вас преследовать, предупредите о том, что не планируете продолжать разговор в таком формате, и сделайте то, что обещали (то есть просто развернитесь и уйдите).
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание