«Причина первого греха на небесах и на Земле!»: понимание ревности в исламе и как бороться с этим чувством

В словарях дается несколько толкований слова "ревность". Одно из них - это мучительная недоверчивость, сомнение в верности и в любви партнера. Другое - это боязнь успеха другого человека, опасение, что он сделает лучше, сильное желание владеть чем-нибудь безраздельно. Именно в этом аспекте понятие "ревность" рассматривается в исламе. В Коране и суннах пророка Мухаммеда оно также ассоциируется с завистью и злостью. Рассмотрим несколько высказываний из священных мусульманских книг, в которых о ревности говорится как о болезни сердца, о чувстве, осуждаемом моралью.

Что такое "ревность" в исламе

В исламе понятие "ревность" относится не к чувству недоверия в любовных отношениях, которое один из партнеров испытывает к другому. Здесь ревность ассоциируется с "хасадом". Это слово с арабского языка можно перевести как "зависть". В исламе оно трактуется как навязчивое желание того, чтобы человек, имеющий те или иные блага (материальные и духовные), лишился их.

Толкователи ислама осуждают зависть, называют ее болезнью сердца. Когда человек испытывает ее, сделанные им добрые дела сводятся на нет. Поэтому следует избегать этого чувства, прося милости у Аллаха, чтобы он избавил от зависти. Вот несколько цитат из священных книг, которые дают понимание ревности в исламе и помогают в борьбе с ней.

Ибн Кайим Аль-Джаузийя

Одной из форм ревности, или хасада, является сглаз. Ибн Кайим Аль-Джаузийя сказал:

Каждый, кто может сглазить, - завистлив, но не каждый, кто завистлив, может сглазить.

Далее он уточнил, что если человек направляет свой взор на того, кто обладает понравившейся ему вещью, он тем самым направляет на него яд своей злой души. При этом он может сглазить кого-то невольно, не имея дурного намерения. Он может даже сглазить сам себя. Поэтому нужно всячески опасаться зависти.

Абу Хурайра

Абу Хурайра передает слова пророка Мухаммеда:

Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова.

Здесь речь идет о том, что завистник "обнуляет" то добро, которое он сделал.

Ибн Таймия

Шейх-уль-ислам ибн Таймия отмечал:

Никто не свободен от хасада, но благородный человек скрывает это и борется с завистью.

То есть зависть может ощутить и дурной человек, и благородный. Другое дело, что первый полностью отдается ей, а благородный стремится подавить ее в себе.

Муфтий Исмаил Менк

Муфтий говорил о том, что ревность разрушает человека изнутри, если ей не противодействовать, она в конечном итоге приведет к деградации личности:

Ревность разрушительна. Она обходится вам очень дорого, вы перестаете быть добрым человеком.

А также муфтий призывал ценить свое сердце и не впускать в него дурные чувства:

Мое сердце слишком дорого, чтобы позволить ненависти и ревности занять в нем свое место.

Саад Таслем

Современный исламский проповедник Саад Таслем призывает обращаться к Аллаху, чтобы он изгнал зависть из вашего сердца:

Если зависть к другим осквернят ваше сердце, попросите Аллаха о милости избавления от нее, и вы увидите, как ваше сердце расцветет.

Бухари и Муслим

В сборнике этих двух исламских богословов содержится призыв относиться друг к другу, как братья и сестры:

Никогда не ненавидьте друг друга; никогда не ревнуйте друг к другу; никогда не думайте друг о друге плохо; никогда не бойкотируйте друг друга. Всегда оставайтесь братьями друг другу, слугами Божьими.

"Не ненавидьте друг друга, не завидуйте друг другу и не пренебрегайте друг другом. Но, о рабы Божьи, будьте сестрами".

Бухари и Муслим говорят и о ревности Аллаха, которая в данном контексте понимается как злость на нарушителей его запретов:

Воистину, Аллах ревнив, а ревность Аллаха - это когда он видит, что верующий нарушает то, что он запрещает.

Богословы подчеркивают, что чувство зависти не присуще истинно верующему мусульманину:

Верующий никогда не почувствует зависти или ревности".

Али ибн Аби Талиб

Этот арабский политический деятель писал о пагубном влиянии хасада на человеческую психику и на душу человека:

Человек, который испытывает зависть, всегда будет болен, даже если его тело кажется здоровым.

Али ибн Аби Талиб видел в ревности толчок к самому первому греху. Здесь имеется в виду зависть Адама и Евы к могуществу Бога и желание обладать таким же могуществом. Он говорил:

Просите у Бога защиты от ревности. Помните, ревность - причина первого греха на небесах и на Земле.

Сподвижник пророка Мухаммеда призывал радоваться успехам других людей, называя ревность худшей из эмоций:

Будьте счастливы, когда видите, что кто-то другой делает что-то хорошо. Убереги свое сердце от чувства ревности, одной из худших эмоций, которая может поглотить и уничтожить тебя.

А также четвертый праведный халиф пояснял, что завидовать бессмысленно, так как трудности есть у всех людей:

Не завидуй жизни других людей. Часто мы видим только поверхность. Если копнуть глубже, то все без исключения сталкиваются с проблемами.

Таким образом, ревность, понимаемая в исламе и как зависть, как злость, является одним из чувств, которые осуждаются Аллахом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы интересуетесь изучением мусульманства?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.