Из-за работы нет времени на себя и семью. Как научиться оставлять работу на работе (и почему порой это так сложно сделать)

Некоторые люди не могут забыть о работе даже дома. Они тратят свое драгоценное личное время на то, чтобы решить производственные проблемы, из-за чего наступает переутомление и другие негативные последствия неправильно построенного графика. Поговорим о причинах такого поведения и о том, какие действия и убеждения помогут научиться разделять работу и семью.

Почему люди тянут работу домой

В первую очередь это происходит потому, что так устроен их мозг. За мышление отвечает дефолт-система мозга, которая одновременно моет оперировать 150 интеллектуальными объектами. Во время рабочего времени, которое длится восемь часов, человек загружает систему большим объемом информации, до обработки которой пока не доходит время. Она начинает обрабатываться именно тогда, когда вы покидаете офис, вот и получается, что вы, по сути, продолжаете работать дома, что провоцирует усталость.

Преимущество на стороне работников физического труда, которые могут после работы спокойно отдохнуть дома. Е если речь идет об умственной занятости, то и дело наблюдается такое поведение работников. Последствия этого однозначно будут негативными, поскольку мозг не имеет возможности отдохнуть. И чтобы ничего подобного не происходило, есть смысл прислушаться к рекомендациям, которые вам помогут изменить ситуацию к лучшему.

Определите часы работы

Если вы работаете в офисе, здесь не должно возникнуть никаких проблем. Вы приходите на работу в 9 и заканчиваете ее в 18 (или в другом режиме, в зависимости от вашего графика). Если же у вас ненормированный рабочий день или вы работаете удаленно, есть смысл сразу определиться с производственными часами. Оцените объем работы и решите для себя, за какое время вы сможете успеть все сделать. Это время должно быть четко установленным, даже если вы чего-то не успеваете. Заниматься деловыми вопросами сверх обозначенных часов можно только в самых крайних случаях.

Выделяйте важные и второстепенные дела

Как уже было сказано, мозг обладает способностью поначалу накапливать информацию, а затем ее обрабатывать. Постарайтесь не нагружать его по максимуму, стараясь сделать много разных дел за небольшой период времени. Не торопитесь отвечать на письма, разберитесь, насколько актуальным это является прямо сейчас. По ходу рассортировывайте дела на главные и второстепенные, а также на те, которые можно сделать позже. Занимайтесь исключительно тем, что важно и актуально прямо сейчас и обязательно уберите из своего графика бесполезные разговоры, обсуждения, поиски в интернете непонятно чего и пр. Старайтесь вообще не заниматься личными делами на работе, а дома не вспоминать о рабочих делах.

Делайте перерывы

Работать без перерыва или с одним обеденным перерывом – это прямая дорога к выгоранию, поэтому привыкайте останавливаться и отдыхать каждый час. Достаточно пяти или десяти минут для того, чтобы разгрузить свой мозг и снова приступить к работе отдохнувшим и настроенным на выполнение поставленных задач. Во время перерыва можете подышать на улице свежим воздухом, немного размяться или просто посидеть (если есть возможность, полежать) с закрытыми глазами.

Придумайте ритуал для завершения рабочего дня

Это может быть «финальная» чашка травяного чая, прослушивание любимой композиции, звонок близкому человеку (уборка рабочего стола должна стать обязательным правилом). Подготовьте себя к тому, что сейчас вам надо переключиться на личные вопросы. Вы прощаетесь с работой до следующего дня и больше не собираетесь о ней думать. Все, что произошло за день, останется здесь и прекратиться прямо сейчас. Ничто не может заставить вас снова заняться производственными вопросами. Представьте, что вы сейчас сдали свое рабочее место под сигнализацию или «упаковали» дела в большой ящик, поставив большую печать из сургуча. Продолжать работу означает все это снимать и раскупоривать, что не очень приятно и не очень хочется.

Проинформируйте коллег о том, после работы вы не будете заниматься рабочими проблемами

Постарайтесь донести до всех коллег свою позицию о том, что после окончания рабочего времени вы не станете заниматься производственными проблемами. То есть, не будете отвечать на звонки и сообщения, поэтому вы просите их вас не беспокоить. Первоначально это может быть тяжело, но скоро все привыкнут к тому, что вы не выходите на связь, и не станут вас трогать. А вам не придется снова и снова погружаться в рабочие вопросы, что-то объяснять, отчитываться и пр. Договоритесь об экстренных случаях, чтобы вас могли найти, но предупредите, что речь идет именно об экстренных случаях.

Продумайте маршрут домой

Возможно, на пути к дому вы можете увидеть что-то интересное, прогуляться, посетить магазин, кафе (котокафе) или, например, контактный зоопарк, который находится неподалеку. Подумайте над тем, как сделать дорогу с работы домой максимально интересной, чтобы иметь возможность полностью переключиться на другую тему. если такой вариант вам не подходит, а мысли о работе по-прежнему вас одолевают, начинайте думать о чем-то приятном. Например, мысленно планируйте отпуск или продумывайте план на ближайшее торжественное мероприятие. Есть много тем, которые вас однозначно могут заинтересовать, поэтому гоните мысли о работе и думайте о приятном.

Это можно практиковать, как по дороге домой, так и непосредственно дома или во время перерывов, чтобы немного разгрузить голову от рабочих проблем.

Возвращайтесь в чистую квартиру

По приходу домой также займитесь приятными вещами. Отличной идеей будет также придумать ритуал возвращения (как и окончания работы). Примите душ, садитесь ужинать всей семьей, позвоните близким и пр. Очень важным является чистота дома, которая встретит вас на пороге, поэтому позаботьтесь о том, чтобы к вашему приходу все было прибрано. Если не успеваете убрать утром, практикуйте генеральную уборку раз в неделю, а в течение семи дней просто убирать все по ходу (вещи сразу складывайте на полку, вешайте в шкаф или отправляйте в бельевую корзину, посуду мойте или наполняйте посудомоечную машину, полы можно пропылесосить или протереть от пыли вечером или утром).

Обозначьте время для разговоров о работе

Наверняка вы захотите осудить с близкими все, что произошло на работе. Однако не стоит долго томить своих домочадцев, уделите данному вопросу определенное время (к примеру, 15-20 минут хватит для того, чтобы обо всем рассказали вы и вам). Не погружайтесь в эти проблемы, не пытайтесь их решить прямо сейчас и уж тем более не приносите работу на дом, чтобы оторвать часть личного времени и с головой погрузиться в производственную деятельность. Пожалейте себя и своих близких, тем более, если они ничего не понимают в тонкостях вашей работы. Объяснять некомпетентным людям подобные вещи – это не просто пустая трата времени, но и причина для недовольства с их стороны (они постараются избегать разговоров с вами, чтобы не стать жертвой неинтересных и утомительных рассказов).

Найдите хобби, которое поможет отключиться от назойливых мыслей

Если вы никак не можете избавиться от мыслей о работе, увлекательное хобби однозначно вам поможет. Найдите дело по душе, и вы будете поглощены приятным процессом, а вопросы, связанные с вашей профессиональной деятельностью, отойдут на второй план. Будьте внимательны к своему здоровью, не допускайте переутомлений, не становитесь перфекционистом, позвольте себе наслаждаться, как производственными успехами, так и личной жизнью. Если вы сумеете отделить один аспект от другого, именно так и получится.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Умеете ли вы оставлять работу на работе?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.