Монологическая речь: ее особенности и характеристики

Монологическая речь, или монолог – это форма речи, когда высказывается одно лицо, остальные лишь слушают. Признаками ее являются длительность высказывания, которое чаще всего имеет различный объем, и структура текста, а тема монолога может меняться в процессе высказывания.

монологическая речь

Связная монологическая речь делится на два основных типа. Первый – это обращение к слушателю. Может представлять собой сообщение, которое необходимо огласить большому количеству людей, обращение к слушателю или множеству слушателей. Примерами такого монолога могут служить учебные лекции или доклады, публичное выступление, судебная речь.

Монологическая речь второго типа – это разговор с самим собой. Такой монолог направляется неопределенному слушателю и, следовательно, не предполагает ответной реакции.

С точки зрения лингвистики, различается несколько типов монологов. Они зависят от коммуникативной функции речи и все изучаются еще в школьном курсе: описание, сообщение, повествование.

обучение монологической речи

Для повествования характерно наличие сюжета, чаще всего завязки и развязки. В этом случае монологическая речь употребляется наиболее часто. Для сообщения более характерна четкая хронологическая последовательность действий. А также такой тип речи используется для описания – необходимо наличие фактов, наиболее ярко характеризующих описываемый объект.

Монологическая речь требует от говорящего умения правильно выражать и заканчивать собственные мысли, сочетать разнообразные фразы, дополнять и изменять уже усвоенные речевые конструкции и приспосабливать их в соответствии со своими целями, обсуждать факты и раскрывать известные причины событий.

Обучение монологической речи – это формирование у человека определенных навыков и умения выражать свои мысли с помощью речевых конструкций. То есть люди учатся правильно с точки зрения речевых конструкций и интересно использовать уже усвоенные материалы языка и толково выражать свои мысли.

связная монологическая речь

Для удовлетворительного уровня овладения грамотной монологической речью учащиеся должны развивать следующие навыки и умения:

  1. Построение повествовательных и описательных сообщений по знакомой теме, можно с опорой на картинки, файлы, презентацию.
  2. Используя усвоенные типовые предложения, составлять последовательные сообщения, соединяя их между собой.
  3. Составлять описательные тексты, выражающие свое мнение, следуя составленному плану или без него. Текст может описывать событие, характеризовать присутствующих лиц, выражать собственные впечатления.

Монологическая речь усовершенствуется при помощи упражнений, которые различаются по опорам.

  1. Упражнение с опорой на план или ситуацию.
  2. Упражнение с опорой на готовый материал, например, ответы на вопросы или описание произведения или фильма.
  3. Упражнения с опорой на готовый текст.
  4. Упражнения с опорой на наглядную ситуацию, например, описание предмета, находящегося перед учащимся.
  5. Упражнения с опорой на готовую конструкцию, или логическую схему. Например, «я люблю» или «я хорошо делаю».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.