Одежда 19 века: история моды прошлых лет

19 век стал временем бурных перемен в мире моды. За столетие сменилось несколько стилей, кардинально отличавшихся друг от друга. Одежда перестала быть просто утилитарной и превратилась в способ выражения личности и демонстрации статуса. Мода 19 века отражала не только эстетические предпочтения эпохи, но и ее ценности.

В данной статье мы проследим основные тенденции в мужской и женской одежде 19 столетия. Рассмотрим, как менялись фасоны, ткани, аксессуары. И какую роль в формировании образа играли ювелирные украшения.

Мода начала века: эпоха ампира

В начале 19 века европейская мода находилась под сильным влиянием эпохи Наполеона I и стиля ампир. Ампир (фр. Empire от лат. imperium — «власть, господство») — художественный стиль конца XVIII — первой трети XIX века, получивший широкое распространение в архитектуре, изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, моде и быту Западной Европы.

Одежда в стиле ампир стремилась копировать античные наряды и была проникнута духом патриотизма. Женская мода того времени отличалась высокой талией под грудь, короткими рукавами или вовсе без них, легкими летящими юбками с длинными шлейфами. Идеалом женской красоты считалась хрупкая девушка с гибкой талией и высоко поднятой грудью.

  • Характерные черты женской одежды в стиле ампир: высокая линия талии, завышенная грудь, короткие рукава или без них, летящие легкие юбки со шлейфом.
  • Ключевые элементы одежды 19 века в стиле ампир: длинные платья, завышенная талия, обнаженные руки, драпировки, шлейфы, украшения в античном стиле.

Мужская одежда того времени также подвергалась влиянию ампира, хотя и не так кардинально, как женская. Фраки и сюртуки шились с узкими воротниками и длинными узкими рукавами. Брюки со штрипками подчеркивали мужественную фигуру.

Важную роль играли украшения и аксессуары, вдохновленные античностью — золотые лавровые венки, диадемы с драгоценными камнями, браслеты с мифологическими мотивами. Однако после падения Наполеона влияние стиля ампир стало угасать, уступая место новым веяниям 19 века в моде.

Портрет мужчины в черном костюме и белой рубашке начала 19 века

Роскошь Второй империи

Вторая половина XIX века ознаменовалась расцветом Второй империи во Франции под правлением Наполеона III. В этот период мода стала невероятно причудливой, вычурной и роскошной, отражая экстравагантный характер эпохи.

Одежда 19 века времен Второй империи отличалась изобилием драпировок, украшений, аксессуаров. Силуэт женских нарядов приобрел характерную «песочные часы» форму благодаря использованию кринолина и корсетов, подчеркивающих осиную талию.

Ключевым нововведением стал кринолин - специальная конструкция из ивовых прутьев, китового уса или стальных обручей для придания пышности юбкам. Сначала он имел округлую форму, но позже трансформировался в овальный силуэт.

  • Использование кринолинов для создания объема юбок.
  • Популярность корсетов с тугой шнуровкой для формирования осиной талии.
  • Роскошные наряды с глубоким декольте, обилием драпировок и украшений.

Цветовая гамма одежды 19 века эпохи Второй империи была яркой и разнообразной, преобладали алые, пурпурные, розовые, лиловые оттенки. В качестве отделки активно применялись бахрома, искусственные цветы, ленты, кружево.

Что касается мужской моды, то она также отличалась элегантностью и следованием этикету. Популярными нарядами были фраки, смокинги, сюртуки и пиджаки мешковатого кроя в сочетании с жилетами и лаковой обувью.

Возврат к простоте в 70-х годах

После роскошного периода Второй империи в 70-х годах XIX века мода в Европе вновь стала возвращаться к более естественным и простым формам одежды. Этот возврат к лаконичности был вызван как экономическими факторами, так и общим желанием отказаться от чрезмерной вычурности.

Фасоны женских платьев постепенно становились более прямыми и зауженными книзу, отказываясь от обилия драпировок и огромных объемов, характерных для предыдущих десятилетий. Длинные шлейфы и глубокие декольте уступили место закрытым воротникам и более высоким вырезам.

Изменился и характерный силуэт благодаря постепенному отказу от кринолинов. Их место занял турнюр - специальная подушечка или каркас под задней частью юбки, смещающий акцент фигуры. Корсеты также становились более комфортными и не такими тугими.

  • Прямые зауженные книзу силуэты женских платьев.
  • Отказ от кринолинов, переход на турнюры.
  • Более закрытые вырезы и отказ от глубоких декольте.
  • Уменьшение объемов юбок, отказ от шлейфов.

Одежда 19 века в 70-е годы отличалась лаконичностью не только у женщин, но и у мужчин. Приталенные пиджаки и сюртуки стали уже не такими облегающими, как прежде, брюки перестали быть узкими.

В целом, эта тенденция к простоте и комфорту стала предвестником еще больших изменений в моде, которые произойдут в начале XX столетия.

Портрет модницы в платье с гиготовыми рукавами конца 19 века

Развитие ювелирного искусства

Девятнадцатый век стал периодом расцвета ювелирного искусства в Европе и России. Развитие моды одежды 19 века было тесно связано с эволюцией ювелирного дела и появлением новых стилей украшений.

В начале столетия в ювелирных изделиях прослеживалось влияние стиля ампир - простота форм сочеталась с античными мотивами. Популярны были гребни, диадемы и тиары с растительными орнаментами, напоминающими лавровые венки.

С 1820-х годов в моду вошли украшения в романтическом стиле - медальоны с портретными миниатюрами, подвески-кресты, кулоны с локонами волос. Особое внимание уделялось технике филиграни и художественной эмали.

В середине XIX века начался настоящий бум на украшения с резными камнями - геммы или камеи. Они отлично вписывались в причудливую моду эпохи Второй империи с ее обилием декора.

  • 1800-1820 гг. - влияние ампира: гребни, диадемы, тиары с античными мотивами.
  • 1820-1840 гг. - романтизм: медальоны, кресты, филигрань, эмаль.
  • 1840-1860 гг. - популярность камей и гемм в дополнение к драгоценным камням.
  • 1860-1890 гг. - флористические формы, русский стиль, использование полудрагоценных камней.

Одежда 19 века во второй половине столетия вызвала повышенный интерес к украшениям растительной тематики. Броши, серьги, кулоны и браслеты часто имели формы цветов, листьев, бутонов.

В России набирал популярность «русский стиль» с национальными мотивами, широко использовались недорогие полудрагоценные камни. Таким образом, ювелирное искусство тесно следовало за изменениями в моде, обогащая и дополняя наряды XIX века.

Мода в России: особенности и тенденции

Хотя в 19 веке европейская, в частности французская, мода оказывала значительное влияние на моду в России, российская одежда того периода имела и свои уникальные особенности, обусловленные культурными традициями и климатическими условиями страны.

В начале столетия в женском костюме превалировал стиль ампир, характерный высокой талией, завышенной грудью и легкими струящимися силуэтами. Наряды богатых дам украшались дорогими тканями, кружевами, вышивкой. Однако после Отечественной войны 1812 года в моду вошел более простой и патриотичный «русский стиль».

  • Ампир в начале века: высокая талия, легкие ткани, дорогая отделка.
  • «Русский стиль» после 1812 года: более простой и патриотичный.

В женской одежде 19 века преобладали длинные платья с завышенной линией груди и заметно выделенной талией благодаря корсетам. Цветовая гамма была яркой и насыщенной. Костюмы дополнялись разнообразными аксессуарами - шалями, зонтиками, веерами.

Мужская мода не претерпевала столь кардинальных изменений. Фраки, сюртуки, жилеты оставались ключевыми элементами гардероба, меняясь лишь в деталях кроя и отделки. Однако и у мужчин присутствовал свой «русский стиль», выражавшийся в фасонах одежды и орнаментах.

В целом российская мода 19 века впитала в себя как европейские веяния, так и сохранила национальный колорит, находя баланс между модными тенденциями и местными традициями.

Изменения мужского и женского гардероба

На протяжении 19 века одежда, как мужская, так и женская, претерпевала существенные трансформации, следуя динамично меняющимся модным течениям той эпохи. Рассмотрим основные изменения в мужском и женском гардеробе столетия.

Женский костюм 19 века пережил несколько кардинальных преобразований. В начале века под влиянием стиля ампир силуэт характеризовался завышенной линией талии под грудью и струящимися юбками. С 1830-х годов пришла пора пышных платьев, расширенных с помощью кринолинов, подчеркивающих тонкую талию и высокий бюст.

К 1870-м годам кринолины сменились турнюрами - драпировками сзади для акцентирования бедер. Рукава становились более узкими и зауженными. В целом силуэт прямой, мешковатый. В 1890-е опять вернулись к фигурным облегающим силуэтам с расширенными книзу юбками и открытыми декольте.

  • Ампир (1800-1830): высокая талия, струящиеся юбки.
  • Эпоха кринолина (1830-1870): пышные платья, тонкая талия.
  • Турнюры (1870-1890): прямой силуэт, драпировки сзади.
  • 1890-е: фигурные силуэты с расширенными юбками.

Одежда 19 века для мужчин не претерпевала столь радикальных изменений. Костюм развивался эволюционно - менялась длина фраков, ширина брюк, формы пиджаков. Ключевые элементы - сюртук, жилет, панталоны, цилиндр, лаковая обувь.

Значительное влияние имели война и социальные потрясения. После 1812 года распространился «русский стиль», а социальная нестабильность 1840-1860-х привела к росту популярности визиток и смокингов вместо строгих фраков.

В целом женская мода 19 века динамично эволюционировала каждые 20-30 лет, тогда как мужская была более консервативной, меняясь незначительно. Но в обоих случаях отражалось развитие общества и его эстетических представлений.

Основные итоги развития моды в 19 веке

За столетие мода претерпела значительные изменения. Если в начале века царил классицизм и простые линии в одежде, то уже к середине столетия на смену пришел пышный стиль «Вторая империя» с обилием декора и украшений.

Одним из важнейших изобретений в моде стал кринолин – конструкция из китового уса, стальных обручей или ивовых прутьев, которая надевалась под юбку для придания ей объема. Также популярность набрал турнюр – специальная подушечка на ягодицах. Эти элементы позволяли создавать пышные силуэты платьев.

В мужской одежде тоже появилось много новшеств. Например, появился смокинг – вечерний костюм, популярный среди молодежи. Также вошли в моду разные виды пиджаков и сюртуков для повседневной носки.

Огромную роль в формировании модных тенденций 19 века сыграла Франция. Именно оттуда приходили новые веяния в одежде, и европейская знать старалась следовать французским канонам красоты. Российская мода тоже во многом ориентировалась на Париж.

Таким образом, 19 век оказался переломным в истории моды. Появилось множество новых стилей и тенденций. Крой и силуэты одежды претерпели серьезные изменения. А благодаря усовершенствованию швейного производства мода стала более доступной широким слоям населения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Мне скоро 70 никогда не видел и не носил подобных одежд. Но помню бабушкины платья из фотографий. Как это было элегантно! Шью кукол и все мои куклы обязательно из той эпохи. Задумайтесь девчата , может в вашем гардеробе найдется место такому наряду. Это может быть изготовлено своими руками , над этим надо работать. Поверьте, это так занимает. Успехов к старой моде.
Копировать ссылку
3
какие события повлияли на смену моды в первой половине 19 века?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.