Батыева тропа – это реальная просека, ведущая к красивой легенде

Одной из самых красивых легенд русской истории является миф о невидимом граде Китеже, или Русской Атлантиде. С рассказами об этом затонувшем городе связано и понятие «Батыева тропа». Это реально существующая просека, по которой можно добраться к Светлояру - озеру с очень красивым и исконно русским названием.

Литературные источники

батыева тропа это

Легенда о граде Китеже вызвала всплеск интереса после выхода в свет первой части дилогии П. И. Мельникова-Печёрского «В лесах», которую он писал с 1871 по 1874 год. В этом произведении подробно описаны обычаи, сказания, быт старообрядцев, от которых, собственно, и пошел «светлоярский культ». Среди литературных сокровищ старообрядцев-бегунов (беспоповское направление) есть памятник, созданный предположительно в XVIII веке, под названием «Китежский летописец», в котором и упоминается Батыева тропа. Это тайная дорога, выданная хану одним из предателей. Книга имеет второе название - «Книга, глаголемая Летописец». Состоит она из двух частей. И, если первый ее раздел имеет под собой историческую основу, второй посвящен «земному раю» и представляет собой апокрифический памятник. Другими словами, история, где фигурируют непосредственно град Китеж и Батыева тропа, - это, по сути своей, недостоверный и легендарный пересказ, передающийся из уст в уста.

Реальные события

Притча повествует о Китеже как о таинственном месте, где истинно верующие люди ждут Второго пришествия Христа. В некоторых источниках говорится, что ворота Китежа не откроются до явления Мессии, и поэтому город иногда называют «мессианистическим». Первая часть книги повествует о реально существовавшем князе Владимирском и Суздальском Юрии Всеволодовиче (1188-1238), проживавшем именно в то время и в том месте, о котором идет речь в литературном памятнике. Он был третьим сыном известного своей плодовитостью Великого князя Всеволода Большое Гнездо. Прозвали его так из-за большого количества жен и детей. Хотя Ярослав Мудрый по количеству детей перещеголял владимирского правителя.

легенда о китеже

Лучшие представители княжеского рода

Князь Юрий был человеком праведным и набожным. Богородицкий монастырь в Нижнем Новгороде основан им. В 1645 году он был канонизирован Русской Православной Церковью. С этой исторической личностью связано много легенд, согласно которым он был основателем Малого Китежа на берегу Волги (позднее Городец), Юрьевца и Большого Китежа. Печальным и красивым мифом овеяна гибель князя на поле боя. Батый отсек ему голову и по традиции объехал с ней все поле битвы. Когда же части расчлененного тела положили рядом, они срослись, не оставив следа. При этом правая рука покойного была поднята как у живого. Ему приписывают несколько высказываний и предсказаний.

Разоритель земли русской

По легенде, Батый, преследуя отступающего князя, захватил и разорил Малый Китеж. От жителей города он узнает о существовании Большого Китежа и направляет свое войско туда. Но на дороге непроходимой стеной встает лес. Батый узнаёт от пленного, где нужно рубить просеку. Так появляется Батыева тропа. Это реально существующая дорога. Здесь переплетаются вымысел и реальность. Перед глазами татаро-монгольского войска предстал красивый и совершенно не охраняемый город. Жители были заняты страстной молитвой о спасении, обращенной к Богу. И на глазах у изумленных завоевателей из земли стали бить многочисленные фонтаны, а город ушел под воду. Последним исчез золотой крест главного храма. На месте только что существовавшего города появилось правильной формы овальное озеро Светлояр. Китеж стал невидимым и неприступным для врагов. Господь услышал мольбы горожан и укрыл их. Перед этим чудом Батый отступил.

озеро светлояр китеж

Источник вдохновения

Само Светлоярское озеро, его происхождение - тема для споров и догадок. Его правильная форма дает повод думать, что это метеоритный кратер. Однако многим по сердцу красивая легенда о Китеже, которая говорит о силе русской веры и является чем-то большим, нежели миф. Она вдохновляла талантливых людей на создание прекрасных музыкальных и художественных произведений, вошедших в сокровищницу русской культуры (вышеуказанная эпопея и знаменитая опера Римского-Корсакова). Многочисленные полотна художников, вдохновленных этой темой, вызывают восторг. Основная суть легенды в том, что невидимый прекрасный святой город показывается на глаза только истинным праведникам, а человек греховен изначально.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.