Георгиевский Собор в Юрьеве-Польском: фото, архитектура

Небольшой городок Юрьев-Польской под Владимиром был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. С двенадцатого по четырнадцатый века это был центр небольшого удела. С 1212 года им владел Святослав Всеволодович - внук основателя городка. Провинциальный по тогдашним меркам городок, конечно, не мог сравниться с залесскими главными поселениями, славившимися своими художественными богатствами.

Георгиевский собор в Юрьеве Польском

И хотя существует один-единственный шедевр древнерусского зодчества в городке, зато он оставил далеко позади очень многие аналогичные строения.

Знаменитый Георгиевский собор

В Юрьеве-Польском он был построен в честь победы, которую одержал князь Долгорукий над волжскими булгарами. Произошло это в 1221 году. Этот памятник победы, по словам летописцев, является «странным и удивительным, прекрасным и наивным» сооружением, единственным в своем роде.

История возникновения

На месте, где стоит нынешний Георгиевский собор, еще в 1152 Юрий Долгорукий приказал выстроить небольшую белокаменную церквушку. Посвятил он ее Георгию Победоносцу, которого называл собственным небесным покровителем. В 1230 году его внук - Святослав Всеволодович - разрушил постройку деда, поскольку она «обветшала и сломалася». И на ее месте в 1230-м был построен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который стал не только венцом владимиро-суздальской архитектуры, но и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием.

Георгиевский собор в Юрьеве Польском картинки

Особенности храма

Ни до, ни даже после никому не удавалось превзойти этот удивительный по своей красоте шедевр. Надо сказать, что попытки его повторить делались неоднократно. Например, считается, что именно Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, фото на фоне которого увозит домой каждый турист, побывавший в этом городке, стал прототипом московского Успенского, построенного в Кремле в 1326 году. Однако выстроить похожий храм не удалось. Просто не нашлось таких мастеров, которые были бы способны хотя бы частично повторить тот самый белокаменный узор, который полностью покрывал Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Картинки сплошным ковром закрывали стены храма сверху и донизу.

Вторая жизнь

Его здание строили целых четыре года. Оно простояло в первозданном виде более двухсот лет, пока в 1460 году не случилось обрушение свода, видимо, не выдержавшего слишком больших нагрузок. Убедительными являются и другие доказательства того, почему был разрушен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Археология, которая изучает вещественные доказательства прошлого, свидетельствует о том, что причиной мог быть и тектонический разлом, а также подземные воды.

Георгиевский собор в Юрьеве Польском архитектура

По указу великого князя известному московскому архитектору В. Д. Ермолину было поручено заняться работами по восстановлению. Зодчий уже имел определенный опыт реставрации подобных древних построек. Именно Ермолин якобы собрал заново юрьев-польский Георгиевский собор (фото можно увидеть в статье). Зодчий уверял, что он восстановил храм и его придел, «поставив его как и прежде». Однако это не совсем так.

Новый внешний вид

В ходе реставрационных работ были достаточно сильно искажены первозданные пропорции основного здания, они стали более тяжеловесными. Большая часть рельефов была потеряна, а оставшиеся мастера перепутали, из-за чего фасады храма производили впечатление хаотично разбросанных и не имеющих внутренней смысловой связи сюжетных изображений.

В последующие века восстановленный Ермолиным Георгиевский собор в Юрьеве-Польском еще не раз подвергался изменениям. Так, в семнадцатом столетии над его западным притвором была построена шатровая колокольня. В 1781 году ее сменила другая – более внушительная, которую воздвигли с западной стороны, а сам Георгиевский собор был покрыт на четыре ската, хотя должен был иметь позакомарное покрытие, как все белокаменные храмы.

Георгиевский собор в Юрьеве

В 1809-1827 гг. основное здание с севера и юга закрывается новой ризницей и теплым приделом. Все это стало причиной новых разрушений и искажений древнего памятника, которые сегодня ясно видны на многочисленных старых фото. Георгиевский собор получил свой нынешний вид только в двадцатом веке, когда были окончательно снесены так уродовавшие его пристройки.

Надо сказать, что обвинять Ермолина не совсем справедливо. Перед ним было поставлено чрезвычайно трудное задание: надо было не только восстановить Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, архитектура которого уникальна, но и воссоздать его таким образом, чтобы резные фигурные блоки опять были сплошным каменным узором, объединенным общим замыслом. Однако не имея на руках никаких рисунков или чертежей, а также учитывая то обстоятельство, что многие камни в результате обвала были попросту уничтожены, сделать это было практически нереально.

Художественные мотивы

О резьбе, которую украшает Георгиевский собор, написано и сказано очень много. Ее художественные мотивы вплоть до двадцатого веков вдохновляли многих мастеров, занимающихся деревянной «глухой» резьбой.

Георгиевский собор в Юрьеве Польском

Причудливые узоры, изображающие зверей, птиц и растения, львы, гуси со сплетенными шейками — все они, будучи творениями Бога, славят Творца в искрящейся белокаменной резьбе, украшающей Георгиевский собор в Юрьеве.

Каменное «кружево»

Узором опоясаны не только плоскости на стенах, но и практически все архитектурные детали, такие как капители, колонки и порталы. Фигуры людей и зверей, мифические чудовища – все они перемежаются с причудливыми растительными орнаментами. В результате полностью покрытый каменным кружевом Георгиевский собор выглядит как затейливый фигурный блок, высеченный из цельного камня. Именно благодаря этому здание получило пышность и торжественность.

Архитектура

Собор относительно небольшой. Его боковые фасады «обросли» притворами. Они перекрыты на фасаде сводами с килевидной закомарой. Западный из притворов был изначально больше и выше боковых. У него имелся и второй ярус в виде хоров, предназначенных для княжеской семьи. В углу, на стыке северной и восточной стен, находился небольшой Троицкий придел, который был усыпальницей юрьевских князей. Здесь снаружи и сегодня заметен аркосолий, где в 1252 году был погребен князь Святослав.

Юрьев Польский Георгиевский собор фото

Фасады собора делятся пилястрами на три доли. Этот прием характерен для древнерусского зодчества и является признаком четырехстолпности храма. В горизонтальном членении собора наблюдается аркатурно-колончатый пояс, который во время разрушения в пятнадцатом веке уцелел не полностью. Он распространялся и по верхней части апсид, тоже разделенных полуколонками. В обоих ярусах над поясом были предусмотрены достаточно высокие окна, а прямо над центром храмового основного куба возвышалась поднятая на особый постамент глава.

Храм изначально

Специалисты предполагают, что именно такая непосильная нагрузка, а также повышенные подпружные арки и стали причиной обрушения сводов. Тем не менее архитектура первоначального варианта здания характеризовалась устремленностью ввысь и динамизмом. Стройные пропорции, сочетающиеся с тремя оригинальными притворами, придавали собору ступенчатость и столпообразность.

И хотя своей композиционной динамичностью Георгиевский собор в Юрьеве несколько уступал аналогичным киевским и смоленским строениям, он ощутимо превосходил их торжественностью внешнего облика. И прежде всего этому способствовали богатство и пышность резьбы, покрывающей все его стены.

Интерьер

Внутри Георгиевский собор достаточно просторен. Этого удалось достичь благодаря тому, что столбы, на которые установлены его своды, расставлены широко и придвинуты к стенам. Алтарь от основного пространства отделен невысокой преградой, на которой вырезан каменный деисус.

Невероятно хороши и росписи на внутренней отделке. Однако в храме, не имеющем искусственного освещения, всегда темновато, поэтому увидеть все краски на фотографиях подчас бывает невозможно. И вообще, интерьер собора никак не сравнить с его убранством снаружи.

Георгиевский собор в Юрьеве Польском археология

Фасады

На серебристо-желтых стенах собора можно часами изучать причудливые завитки каменной резьбы. Многолетние исследования реставраторов и искусствоведов дали возможность полностью передать первоначальный замысел строителей и более или менее восстановить ее.

Основными композициями, которые украшали Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, считаются «Преображение» на западном фасаде, «Семь отроков эфесских» и «Троица». На его северной стороне находились «Распятие» и «Даниил во рву львином». Такими композициями, как «Вознесение», «Богоматерь Оранта», был украшен южный фасад.

В пролетах на аркатурном поясе была изображена целая вереница святых. Такой прием скорее напоминает готические соборы в Европе. На северной стене были изображены покровители многих князей из владимирской династии. Здесь же был сделан и большой рельеф Георгия Победоносца. Святой, изображенный в воинских доспехах, несет на щите эмблему этой княжеской династии - вздыбленного барса.

Фото Георгиевский собор

О создателях

Еще древних летописцев интересовало, кто же является тем мастером, который создал собор. Некоторые высказывают мнение, что и автором был сам Святослав Всеволодович. Исследователи считают, что хотя князь и принимал большое участие в создании окончательного замысла этого архитектурного шедевра, воплотителями его в жизнь были обычные русские мастеровые.

В создании собора сыграл заметную роль и Митрофан - владимирский епископ, которого заживо сожгли татары. Это была незаурядная личность, человек высокой культуры, умный политик и покровитель искусств. Исследователи считают, что именно он разработал схемы удивительной резьбы, которая украшает Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. В ее сюжетах чувствуются глубокие познания не только святоотеческой, но и русской духовной литературы.

Существуют сведения и о том, что в строительстве храма участвовал мастер из Волжской Булгарии. И это несмотря на то, что собор выстроен в полном соответствии с владимиро-суздальским направлением в зодчестве. Характерно, что подобное строение никак не могло возникнуть раньше, поскольку для этого у мастеровых еще не хватило бы опыта. И только творческий рост русских резчиков по камню, которые впитали в себя опыт, передаваемый предшественниками, а также лучшие образцы местного и зарубежного искусства, позволили в свое время создать каменную сказку - Георгиевский собор в Юрьеве.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.