Картины Виктора Васнецова - история Руси и ее культуры

«Там русский дух, там Русью пахнет…» - эти знаменитые строчки из пушкинского «Лукоморья» с полным правом мы можем отнести к творчеству еще одного человека, на весь мир прославившего отечество – Виктора Михайловича Васнецова. Он – гордость русского искусства, архитектор и художник-фольклорист, чьи работы глубоко народны, правдивы и на редкость талантливы.

Из глубины веков

 картины Виктора Васнецова
Почти все картины Виктора Васнецова обращены к седой старине. На его полотнах оживает далекой прошлое Древней Руси. Мифы и сказки, созданные яркой народной фантазией, подвигли художника на создание столь любимой нами «Аленушки» и «Ивана Царевича», скачущего сквозь лесную чащу на своем добром помощнике - Сером Волке. О героическом времени становления Киевского княжества, усобицах и борьбе с половцами рассказывают нам такие картины Виктора Васнецова, как «Витязь на распутье» и «После побоища князя Игоря». История земли русской и ее многострадального народа, столь богатого и щедрого душой и со столь тяжкой долей, разворачивается перед нашими глазами, словно в калейдоскопе – стоит только переходить от одного полотна к другому. Художник оригинальным образом соединил в творчестве реальные исторические, мистические и былинные мотивы, став создателем собственного жанра в живописи. Об этом свидетельствуют картины Виктора Васнецова: «Бой Добрыни со Змеем», «Воины Апокалипсиса» и многие другие.

Певец жизни «естественной»

картины Васнецова Виктора Михайловича
Однако не менее значителен вклад мастера и в развитие бытописательства. Величие и простота, высокое и приземленное, торжественное и будничное, повседневное в равной степени захватывают художника. Об этом свидетельствуют картины Виктора Васнецова из «передвижнического» периода. Крестьянская девушка, идущая по узкой тропинке с коромыслом, группа деревенской ребятни возле дерева, заядлые картежники, засидевшиеся до утра за преферансом, торговые ряды и лавки на новгородской площади, шум и гам толпы – все интересно и близко художнику, все привлекает его, во всем он видит поэзию «жизни действительной», бытия народного. И зрителям, знакомящимся с его работами, тоже становится дорога эта стихия простой и естественной повседневности. Потому картины Васнецова Виктора Михайловича глубоко народны и человечны, истинно русские по духу и сути.

Художник-портретист

А каким был сам художник? Чтобы узнать это, давайте обратимся к его автопортрету. Да, диапазон творчества мастера столь широк, что он создал немало работ и в этом жанре. С картины Васнецова Виктора Михайловича («Автопортрет», 1873 год) на нас смотрит уже немолодой человек с поразительно мудрыми и добрыми глазами. Лицо худое, даже несколько изможденное и скорбное, но удивительно одухотворенное, внимательное. Тонкие черты, бородка и длинные волосы, а главное, выражение любви и понимания, сострадания в глазах сближают человека на портрете с Иисусом Христом или князем Мышкиным из романа Достоевского.

картины Виктора Васнецова с названиями
«Не от мира сего», стоящий выше материальных соблазнов, борьбы за выгоды и привилегии, полностью отдавший себя на служение искусству и родине, Васнецов и в самом деле сродни этим личностям. Сходство – внутреннее и внешнее – особенно заметно, если сравнить эту авторскую работу с другой, написанной иным мастером. Портрет Васнецова кисти Н. Д. Кузнецова показывает художника в рабочей одежде, с палитрой и кистями в руках. Вот так – из будничной обстановки в бессмертие – шагнул он.

Демократические мотивы

Многие картины художника Виктора Васнецова поднимают тему народного горя и страданий. На полотне «С квартиры на квартиру» мы видим уже немолодую семейную пару, вынужденную переезжать с насиженного места. Стоит повнимательнее вглядеться в скорбные, сгорбленные фигуры, и в сердце закрадывается нотка глубокой печали и искреннего сочувствия. Понятно, что бедняги не по собственной воле бредут сейчас по скованной льдом набережной Петербурга. Скорее всего, их выгнал за неуплату хозяин, и вот теперь усталые и замерзшие, беззащитные перед лицом безжалостного самодержавного строя, муж и жена уныло бредут по улице.

картины художника Виктора Васнецова
В руках они держат узлы со своим бедным скарбом. Мотив одиночества, бесприютной неприкаянности усиливается благодаря тому, что на набережной нет больше ни одного человека. Только чайки летают в белесом небе, да злобная собака оскаливает на путников зубы. Что хотел сказать произведением своим художник – понятно без слов. Демократические мотивы пронизывают и другие картины Виктора Васнецова, с названиями которых вы уже знакомы.

И снова «Аленушка»

история картины Васнецова
Далеко не всегда мастер, принявшись за работу, сразу доводит свое творение до конца. На протяжение многих лет писал «Онегина» Пушкин. Четыре раз переделывал «Войну и мир» Толстой. Подобные примеры знает и живопись. Поэтапно работал над знаменитой своей «Аленушкой» Васнецов. Вначале, в 1880 году, им был написан лесной пейзаж: могучие деревья, непролазная чащоба и заросший камышами пруд с темной, глубокой водой. А уже через год им была дописана лирическая фигура девушки, такая хрупкая и беззащитная на фоне суровой природы. Автор явно хотел, чтобы зрители сопереживали героине картины. И полюбили Аленушку – от души и всем сердцем.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.