К-219 - советская атомная подводная лодка

В середине восьмидесятых годов XX века американские ядерные ракеты ближнего радиуса действия были размещены в странах Западной Европы, что создавало реальную угрозу безопасности Советского Союза. В случае начала войны наиболее важные объекты на территории нашей страны могли бы быть поражены ещё прежде поступления информации о пусках ракет. Для сохранения стратегического равновесия сил нужен был срочный и адекватный ответ.

Восстановление баланса сил в мире

Так как у Советского Союза не было возможности воспользоваться достаточным количеством наземных ракетных баз, расположенных в непосредственной близости от территории США, то руководство страны приняло единственное возможное по тем временам решение — установить регулярное патрулирование отечественными атомными субмаринами нейтральных вод вблизи берегов Америки. Это позволяло уравнять степень взаимной опасности и восстановить баланс сил.

К - 219

Ракетная субмарина Северного флота

Одной из подводных лодок, на которую была возложена эта миссия, стал ракетный крейсер стратегического назначения, имевший кодовое название К–219. В 1972 году он сошёл со стапелей Северодвинского завода "Севмаш" и в течение восьми лет находился в составе Северного флота, базируясь в г. Гаджиево Мурманской области. В 1980 году судно было полностью модернизировано по проекту 667АУ "Налим", что позволило использовать его для решения самых сложных и ответственных боевых задач.

Этот подводный крейсер обладал огромным разрушительным потенциалом. На его борту находились шестнадцать баллистических ракет с дальностью действия три тысячи километров, каждая из которых несла в себе по три ядерные боеголовки. Кроме этого, для собственной защиты от возможной атаки кораблей противника К–219 имел шесть торпедных аппаратов. Экипаж состоял из ста девятнадцати человек — прекрасно обученных и прошедших специальную подготовку моряков.

к 219 последний поход

Неприятности прошлых лет

Ещё до заступления на боевое дежурство у берегов Америки у этого подводного ракетоносца была серьёзная авария в 1973 году. Тогда в результате нарушения герметичности одной из ракетных шахт забортная вода стала поступать внутрь и, вступив в реакцию с одним из компонентов ракетного топлива, стала причиной образования крайне агрессивной азотной кислоты, что в конечном итоге привело к взрыву. В результате этого один из членов экипажа погиб, а аварийная шахта была выведена из строя и впредь не использовалась.

Последнее плавание ракетоносца

Атомная субмарина К–219 последний поход свой совершила в 1986 году. Выйдя из порта приписки, она направилась к берегам Америки для выполнения патрульной службы. С самого начала плавания обнаружились серьёзные неполадки: в одной из ракетных шахт открылась течь, но офицер, ответственный за данный участок, испугавшись ответственности, не доложил командиру корабля, капитану 2-го ранга И. Британову, и попытался скрыть факт неисправности.

Подобное нарушение устава имело роковые для лодки и экипажа последствия. Уже вскоре приходилось дважды в день откачивать поступавшую в шахту воду, пока, наконец, она полностью не разгерметизировалась и не была затоплена. Все дальнейшие события стали точным повторением аварии, произошедшей в 1973 году — образовалась агрессивная смесь из воды и компонентов ракетного топлива, в результате чего последовал взрыв.

гибель к 219

Последствия взрыва в ракетной шахте

Ударной волной были разрушены плутониевые боеголовки и повреждён внешний корпус шахты. Отдельные части ракеты оказались внутри субмарины и, вступив в реакцию с водой, выделяли смертоносные газы. Ситуация усугубилась ещё тем, что в результате взрыва образовалась пробоина на палубе, через которую внутрь хлынула вода. Получив, таким образом, чрезмерный балласт, подводная лодка моментально погрузилась на критическую для себя глубину — триста метров, но благодаря грамотным и своевременным действиям командира её вскоре удалось поднять на поверхность.

В срочном порядке повреждённый и опасно загазованный ракетный отсек был покинут командой и тщательно задраен. Однако экипажу предстояло ещё выполнить главную на тот момент задачу — остановить ядерный реактор. Сделать это было необходимо в кратчайший срок, так как датчики зафиксировали резкое повышение температуры в системе его охлаждения, и возникла реальная угроза атомного взрыва.

Подвиг моряков - подводников

В обычных условиях подобная операция производится с главного пульта управления, но первая же попытка показала выход из строя этой важнейшей системы. Катастрофа приближалась, и у моряков оставался последний шанс — вручную заглушить повреждённый реактор, но в этом случае они должны были войти в ракетный отсек и неизбежно получить критическую дозу радиации. Выполнить задание вызвались добровольцы: старший лейтенант Н. Беликов и матрос С. Преминин. Оба они погибли, но осуществив необходимые действия, спасли остальных членов экипажа.

667 ау Налим

Американские спасатели и советские суда

Помощь терпящей бедствие советской субмарине предложили американцы. С этой целью их корабли незамедлительно прибыли в район аварии. Но, несмотря на смертельную опасность, подводники не могли воспользоваться предложением, так как было вполне очевидно, что главный интерес для американцев представляли не они, а сама подводная лодка, полная секретного по тем временам оборудования. Поблагодарив за предложенную помощь, моряки субмарины связались по радио с несколькими советскими судами, находившимися в непосредственной близости от них, и те поспешили на выручку.

подводная лодка

Сложившаяся обстановка явно показывала, что подлодка своим ходом двигаться не сможет, и её придётся буксировать. Американцы и здесь предложили свою помощь, но советское командование отклонило её, не желая показывать свою беспомощность в подобной ситуации. В течение последующих нескольких дней на К–219 находился лишь её командир, капитан второго ранга И. Британов, и члены аварийной команды, пытавшиеся погасить пожар. Весь остальной экипаж был размещён на прибывших к тому времени судах «Красногвардейск» и «Анатолий Васильев».

Гибель атомной субмарины К - 219

Всё было готово для буксировки подводного судна к советским берегам. Эту миссию взял на себя сухогруз «Красногвардейск», для чего его борт был соединён с субмариной толстым тросом. Спасательная команда покинула лодку, так как концентрация в воздухе ядовитых продуктов горения стала чрезмерно высока. На борту остался лишь командир, с оружием в руках охранявший судно от возможного проникновения на него американцев.

Гибель К–219 наступила ночью 6 октября 1986 года, когда по неустановленной причине оборвался буксирный трос, и подлодка стала погружаться на глубину. И. Британов, находившейся на борту до самого последнего момента, пересел в спасательную шлюпку, лишь когда волны стали захлёстывать боевую рубку подводного крейсера.

К - 219 на дне

Возможные причины гибели

Версий относительно причин обрыва буксирного троса существует несколько. Наиболее вероятной из них можно считать ту, согласно которой несчастье произошло из-за большого количества проникшей внутрь лодки воды. Не исключено и вмешательство американцев, которые могли перерубить трос рубкой своей субмарины, следовавшей параллельным курсом.

Но, как говорят эксперты, могла быть и ещё одна, вполне вероятная причина гибели К–219. Не исключено, что сам командир отправил её на дно, перерезав буксирный трос. Дело в том, что незадолго до этого из Москвы поступил приказ всему экипажу вернуться на аварийный крейсер и самостоятельно следовать в ближайший советский порт. Это было поистине безумное распоряжение, так как, оказавшись внутри подлодки, весь экипаж, несомненно, погиб бы, отравившись газами или получив сильную дозу облучения.

Итоги последнего плавания

С тех пор покоится атомный подводный крейсер К-219 на дне, на глубине пяти тысяч метров, с пятнадцатью ядерными баллистическими ракетами в своих пусковых шахтах. Спасённые и доставленные в Гавану моряки через несколько дней вернулись спецрейсом в Москву. Из членов экипажа во время аварии погибли четыре человека, ещё четверо умерли позже в результате полученного на борту облучения.

авария на к 219

После всего случившегося на командира подводной лодки К–219, последний поход которой оказался для неё гибельным, и на старшего механика Н. Красильникова были заведены уголовные дела, едва не закончившиеся для обоих длительными сроками заключения. Но, к счастью, ситуация в стране к тому времени изменилась. С наступившей Перестройкой вновь назначенный министр обороны Д. Язов приказал закрыть оба дела. Тюрьмы, таким образом, удалось избежать, но из флота командир затонувшей лодки был уволен. Авария на К-219 положила конец его карьере.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.