Американский инженер, изобретатель, промышленник Генри Форд родился в июле 1863 года. Он стал гордостью автомобильной промышленности Соединённых Штатов, основателем Ford Motor Company, организатором производства и конструктором поточно-конвейерного комплекса.
Автомобиль Генри Форда создан как произведение искусства, в нём нет ничего лишнего, красота его целесообразна и функциональна. И это - не роскошная игрушка. Это удобный, доступный по цене подарок, который сделал средней американской семье Генри Форд. Биография этого изобретателя и конструктора - достойный пример каждому человеку.
Заслуги
Легенда приверженцев "американской мечты", Генри Форд вовсе не изобретал ни автомобиля, ни конвейера, как в том уверены многие его соотечественники. Самодвижущаяся тележка была изобретена гораздо раньше неким Рэнсомом Олдсом, а на элеваторах и мясокомбинатах Чикаго давно применяли ленточные транспортёры.
Знаменит Генри Форд, биография которого со временем обрастает всё более фантастическими подробностями, тем, что он сумел создать поток на производстве. И автомобильный бизнес - тоже его идея, воплощённая им же в жизнь. И самое главное - менеджмент. Экономически организованным предприятиям необходимы менеджеры, и двадцатый век дал миру бизнесмена-созидателя. Лучшего бизнесмена века, по признанию журнала Fortune!
Им было построено самое большое производство из существовавших на тот момент, настоящая индустрия, на которой Форд заработал свой первый миллиард (сегодня эти деньги "стоят" тридцать шесть миллиардов). Принципы его управления до сих пор оказывают громадное влияние на весь уклад общества США. Форду удалось продать пятнадцать с половиной миллионов "Форда-Т", и необходимый для производства поточный конвейер стал привычнее велосипеда на улице.
Противник и создатель менеджмента
Если бы не был противником управленческих принципов Генри Форд, биография его не пополнилась бы званием лучшего бизнесмена. У него были свои принципы: рабочим платил вдвое больше, чем остальные работодатели, продавал им автомобили со значительными скидками. Таким образом он создал класс, до сих пор называемый "синими воротничками". Он не поднимал спрос на свою продукцию. Нет! Он создавал условия для такого спроса.
Это очень не совпадало с принципами действующей производственной политики. Теория менеджмента создавалась и формулировалась в заочном споре Форда с теоретиками, которые никак не могли победить знатного автомобилестроителя, покуда не появился менеджер-практик из General Motors, который разбил Генри Форда наголову в очном споре. Так успешный Форд, биография которого достойна пера сценариста голливудского фильма, как предприниматель, потерпел крах в 1927 году.
Только продукт важен
К этому времени Генри не мог уже переменить свои убеждения. Он по-настоящему "зазвездился", то есть был абсолютно уверен в собственной правоте. А времена наступили новые, смену которых он и не заметил. Успешное производство теперь требовало управления, причём нового качества управления, этого и не смог вовремя понять Генри Форд. Цитаты его по этому поводу замечательны: "Гимнастика - чушь. Здоровым людям она ни к чему, а больным людям - противопоказана." Так же относился он и к менеджменту.
Форд был уверен: если продукт хорош, то непременно принесёт прибыль, а если он плох, то самое расчудесное руководство не принесёт результата. Форд презирал искусство управления, бегал по цехам, в кабинет заглядывал только изредка, финансовые документы казались ему тошнотворными, он ненавидел банкиров, признавал исключительно наличные. Финансисты были для него ворами, спекулянтами, вредителями и грабителями, а акционеры - тунеядцами. И так талантливо Генри Форд цитаты рассыпал на эту тему! До сих пор благодарный менеджмент использует их как пример потери чутья в бизнесе. Во всяком случае, если он и не был прав, то с потребителями был предельно честен.
Честный продукт
Высказывания Генри Форда по этому поводу актуальны на все времена: "Только работа созидает ценности!" - не уставал твердить он. Так и было. Массовое производство на заводе не начиналось до тех пор, пока модель не достигала идеального, абсолютно универсального, на взгляд Форда, состояния. Далее налаживается производственный цикл, и автомобиль ставится на поток. Менеджеры смотрят за общей выработкой, Форд смотрит за ними, чтобы отделы работали друг с другом согласованно, и тогда прибыль сама собой свободно течёт предприятию.
Все наиболее важные вопросы глава предприятия решал сам. Теория Генри Форда была такова: ценность рыночной стратегии заключается в "ценах проникновения". Ежегодно увеличивается объём производства, постоянно уменьшаются издержки, регулярно снижаются цены на автомобиль, - именно так создаётся стабильный рост прибыли, поскольку растёт и спрос. Прибыль обязательно возвращается в производство. Пока принципы Генри Форда работали на коммерческий успех, он был предпринимателем-индивидуалистом - акционерам не платил вообще.
Главные ценности
Вот она, американская мечта: родиться, как Генри Форд, в бедной фермерской семье, разбогатеть и прославиться. Соотечественники могут забыть, кто у них сегодня президент, а вот автомобиль Генри Форда будут помнить всегда. Форд служил идее, одной-единственной и всю жизнь, терпел абсолютные поражения, сносил повсеместные насмешки, боролся с изощрёнными интригами. Но своего добился: создал автомобиль и заработал миллиарды.
Жена Генри Форда - Клара - тоже была одна на всю жизнь. Она верила ему беспрекословно, поддерживала в трудные моменты беззаветно. Его как-то спросили, каким образом он прожил бы жизнь, если ему предоставят вторую возможность. Высказывания Генри Форда всегда были достойны мемориза: "Я бы согласился, но с одним условием: я снова женюсь на Кларе."
Начало
На самом деле жизнь Генри начиналась не так легко. Он родился на ферме в Мичигане, где с малых лет вынужден был помогать работать отцу в поле. Он это занятие искренне ненавидел. Его влекли только механизмы. И увиденный им в двенадцатилетнем возрасте паровой локомобиль потряс душу мальчика до самого дна. Так началась история Генри Форда.
Каждый день до позднего вечера Генри мучился с конструированием движущегося механизма. Он перестал быть похожим на обычного мальчика: карманы полны гаек, вместо игрушек - инструменты. Родители подарили первые в его жизни часы, которые он разобрал в тот же день и собрал как было. Лет с пятнадцати бегал по соседским фермам и чинил всем любые механизмы, а школу, таким образом, он не окончил. впоследствии высказывания Генри Форда по этому поводу мировоззренчески не изменились. Он говорил, что книги ничему практическому не учат, а для техника важнее всего механизм, из которого он, как писатель из книг, почерпнёт все идеи и сумеет их применить.
Паровые локомобили
Генри не знал в работе отдыха: от фермерских корней совсем оторвался, трудился в механической мастерской, а по ночам ремонтировал часы, подрабатывая у ювелира. Поскольку идея у него уже появилась, и только самодвижущийся экипаж увлекал все его мечты, в шестнадцать лет он устроился в "Вестингауз компани" экспертом по сборке и ремонту локомобилей. Эти многотонные монстры автомобилестроения делали 12 миль в час и чаще всего использовались как трактор. Дороги локомобили были настолько, что далеко не каждый фермер мог такую машину приобрести.
Первая компания Генри Форда, хотя и не была его детищем, давала ему возможность расти в профессии, обретать идеи и пытаться их реализовать. Первой попыткой стало создание лёгкой паровой тележки для пахоты. Генри помнил об отце, о том, что обрушилась чисто отцовская мечта о сыне-помощнике, и совесть его, конечно же, тревожила. Поэтому он и хотел поскорее облегчить суровую долю фермеров, переложить основной труд с отцовских плеч на железного коня.
Двигатель новой конструкции
Трактор - не массовый продукт. Люди хотят машину, на которой можно ездить по дорогам, а не приспособление для полевой работы. Однако тележка, собранная Генри, была опасна: удобнее сидеть на бомбе, чем на котле под высоким давлением. Молодой Форд изучил котлы всех конструкций и понял, что не за ними будущее, что лёгкий экипаж с двигателем на пару невозможен. Услышав про газовые двигатели, Форд преисполнился новых надежд.
Умные люди слушали его с интересом, но в успех Генри Форда в этом деле абсолютно не верили. Он не встретил ни одного знакомого из образованных людей, который бы понял, что за двигателем внутреннего сгорания будущее человечества. С этого момента всеми советами "умников" он пренебрегал. Двигатель этот Генри Форд сконструировал в 1887 году. Для этого ему пришлось разобрать газовый двигатель Филиппа Лебона и понять, что там к чему, потом вернуться на ферму, чтобы там экспериментировать.
Инженер и механик
Отец обрадовался возвращению сына и подарил ему участок леса, чтобы он только перестал ковыряться в железках. Генри Форд, слегка лукавя, согласился, построил домик, лесопилку, мастерскую и женился на Кларе. Естественно, проводил всё свободное время в мастерской, читал книги по механике, конструировал.
Поскольку в одиночку на ферме продвинуться было невозможно, он переехал в Детройт, где ему предложили зарплату в 45 долларов в электрической компании. Клара всегда поддерживала мужа во всех его начинаниях.
У новых коллег по поводу своих метаний он сочувствия не нашёл, поскольку они были уверены, что за электричеством абсолютно всё будущее планеты, а вот сам "отец электричества" Томас Эдисон заинтересовался, отнёсся с пониманием и пожелал удачи. Генри Форд был окрылён несказанно.
Первый шофёр Америки
Когда в 1893 году Генри Форд прокатился по Детройту на своём первом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания, который он назвал квадроциклом, лошади шарахались, прохожие удивлялись громкому тарахтенью, обступали, расспрашивали. Ещё не существовало правил уличного движения, поэтому пришлось взять разрешение у полиции. Так он стал первым утверждённым официально шофёром Америки.
Покатавшись три года, Генри продал первое детище за двести долларов и пустил их на создание новой модели более лёгкого автомобиля. Он тогда почему-то считал, что тяжёлые автомобили не нужны. Ах, если бы он сейчас посмотрел на детище своей фирмы - Ford Expedition, тогда точно изменил бы своё мнение. Однако тогда он верил, что массовый продукт лёгок и доступен.
К тому времени в электрической компании его сделали первым инженером, платили 125 долларов в месяц, но опыты автомобилестроения вызывали у руководства негодование. Оно верило только в электричество. В газ - нет. Компания предлоожила Генри Форду ещё более высокий пост, но только пусть он бросит эту ерунду и займётся настоящим делом. Форд подумал и выбрал свою мечту.
Гоночный автомобиль
Быстро нашлись компаньоны, вложившие деньги во вновь созданную Detroit Automobile Company для производства гоночных автомобилей. Идею массового производства Генри Форд отстоять не смог. Компаньонам нужны были деньги, другого применения авто они просто не видели. Правда, больших денег это предприятия никому и не принесло. В 1902 году он вышел из компании, чтобы больше никогда не попадать в зависимое положение. "Всё сам!" - сказал себе Генри Форд. Достижения были на подходе.
Скорость никогда не ставилась Фордом в достоинства автомобиля, но, поскольку внимание общества можно было привлечь только победой, ему пришлось всё-таки приготовить два автомобиля, рассчитанные на быстрый ход. "Более ненадёжную гарантию дать невозможно! - говорил он себе, - Можно с Ниагарского водопада упасть с большим процентом везения."
Но машины были готовы к гонкам. Не было только шофёра. С ветерком прокатиться согласился велосипедист по фамилии Олдфилд, ищущий острых ощущений. Но он никогда не сидел за рулём автомобиля. До гонок оставалась неделя. Велосипедист не подвёл. Более того, он ни разу не посмотрел по сторонам, не обернулся и не притормаживал на поворотах: как "втопил" педаль до упора на старте, так и не снижал скорость до финиша. Автомобиль Форда пришёл первым. Инвесторы заинтересовались, о спустя неделю была основана компания, главное детище Форда - Ford Motor.
Автомобиль для всех
Собственное предприятие Генри Форд организовывал уже по собственному плану. В приоритете был продукт надёжный, простой в управлении, дешёвый, лёгкий, массовый. Форд не хотел работать для богатых, но хотел сделать счастливыми всех соотечественников. Никакой роскоши, самая простая и функциональная отделка. Да и престижность марки тоже не имела значения. Даже красивых названий у его моделей не было, каждую новую он называл следующей буквой алфавита.
Форд соблюдал три основных финансовых принципа: не брал чужих капиталов, всё покупал исключительно за наличные, а вся прибыль обязательно шла в производство. Дивиденты полагаются только тому, кто участвует в создании продукта. Все помыслы, все усилия Форд направил на создание универсального автомобиля. Ею стала модель на букву "Т". Предыдущие тоже продавались весьма неплохо, но, по сравнению с "Т", они казались просто экспериментальными. Теперь реклама могла вполне справедливо гласить: "Каждый ребёнок сумеет управлять "Фордом"!
Идеальное создание
В 1909 году Генри Форд объявил, что теперь будет выпускать только модель "Т" с одинаковыми шасси. И, как всегда, сделал это заявление остроумным: -"Каждый человек может купить "Ford-T" абсолютно любого цвета, но при условии, что любой цвет будет чёрным."
Чтобы понять, какого масштаба мероприятие затеял глава компании, причём затеял с абсолютной верой в успех, нужно представить себе, что некий человек создал компанию, чтобы обеспечить каждого из нас дешёвыми и удобными самолётами. Такое в те времена было отношение к покупке автомобиля.
Автомобиль должен был быть довольно вместительным, чтобы с удобством могла устроиться вся семья. Генри Форда также волновал выбор материала, который должен быть наилучшим. Конструкция должна быть настолько простой, насколько это возможно в сегодяншней технике, - считал он. А первоклассные рабочие были у него всегда.
Форд говорил, что цена автомобиля будет настолько низкой, что любой работающий человек сможет его приобрести. Здесь, на этих самых словах, ему многие перестали верить. Фабрика консервных банок! - кричали ему оппоненты. А модель "Т" называли "жестянкой Лиззи". Казалось бы, какая разница, о чём собаки лают. Всё равно - караван-то идёт. Но, чтобы продавать много, низкие цены не помогут. Нужно убедить в качестве.
Забота о покупателе
У истоков автомобильной индустрии продажа автомобиля считалась выгодной операцией - и только. Продали - забыли. Дальнейшая судьба машины никого не интересовала. При ремонте запчасти стоили непомерно дорого, поскольку владельцу деться некуда - купит как миленький. Форд продавал запчасти крайне дёшево и заботился о ремонте автомобилей своего завода.
Конкуренты взволновались. Начались интриги, сплетни, даже суды о патентах. Форд без колебаний напечатал в газетах о том, что каждый покупатель автомобиля может потребовать от Ford Motor облигацию в двенадцать миллионов долларов, гарантирующую получение этих денег в случае неприятных случайностей. И попросил не покупать автомобили заведомо низкого качества по высоким ценам у врагов компании Ford Motor. И это сработало! В 1927 году за заводские ворота выехала пятнадцатимиллионная машина "Форд-Т", которая не изменилась за девятнадцать лет. Как не менял и свои принципы Генри Форд. Биография его этим не кончилась. До своей смерти в 1947 году он успел очень много: создать лучшие автомобили, написать несколько интереснейших книг и воплотить в жизнь американскую мечту.
Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра! Так говорил Генри Форд. И всю жизнь следовал этому правилу.