Акустика концертная и акустика архитектурная: в чем разница

Свойства музыкальной и звуковой акустики использовали еще древние греки. Известно, что для обеспечения равномерной слышимости расстояние от источника звука до слушателя должно быть менее 20 м. Многие современные залы и аудитории построены с учетом этого правила. Расположение зрительских мест по принципу амфитеатра позволяет не только отлично видеть происходящее на сцене, но и хорошо слышать голос выступающего.

акустика концертная

Три основных типа концертных помещений

По целевому назначению и восприятию звука среди зрительных залов можно выделить следующие категории:

  • с естественной свободной акустикой;
  • оборудованные звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • универсальные.

К первому типу относятся старинные амфитеатры. Распространение звуковых волн происходило особым образом, и даже шепот был слышен в самых последних рядах с той же интенсивностью и четкостью, что и в начальных. Специалисты считают, что лучшая концертная акустика, лучшее воспроизведение и восприятие звука - именно в аудиториях, использующих принципы архитектуры этих древних строений.

Ко второй группе помещений для большого количества зрителей относят различные кинотеатры. В панорамных, обычных и широкоформатных зрительных залах передача и распространение звуков происходят только посредством специальной аппаратуры. Помещения для просмотра кинофильмов оборудованы одноканальными и многоканальными стереофоническими системами.

Третий тип – это универсальные современные киноконцертные залы многоцелевого назначения, рассчитанные на огромное количество слушателей. Для достижения высоких уровней громкости в залах современной конфигурации устанавливается новейшая аппаратура, лучшая концертная акустика.

акустика концертных залов

Архитектура и наука о звуке

Впервые термином «акустика» физик Ж. Совер назвал в 1701 г. науку об изучении движений и биений звука. На основе его методов анализа колебаний пластин, струн, мембран, воздушных столбов в дальнейшем возникла база для развития нескольких научных направлений. Среди них и учение об особом звучании музыкальных инструментов.

Свой вклад в развитие и изучение движений, поведения звуковых волн в разные годы внесли такие значимые в науке личности, как:

  • Леонардо да Винчи;
  • Ж. Лагранж;
  • Генрих Герц;
  • Ф. Савар;

Продолжив труды своего отца, Винченцо Галилея (музыкального теоретика, композитора, одного из основателей жанра "опера"), Галилео Галилей впервые дал четкое объяснение тому, как человеческое ухо воспринимает тоны и частоту звуковых волн.

В старинных зданиях (соборах, амфитеатрах) хорошая слышимость, акустика концертных залов создавалась исключительно архитектурными особенностями строений. Знание этих законов помогает архитекторам проектировать спортивные сооружения и конгресс-холлы, театральные и музыкальные залы, клубы и дискотеки для принятия нескольких тысяч зрителей.

акустика активная концертная

Чем отличается акустика концертная от любой другой

Уже в ХХ веке произошли кардинальные перемены в становлении науки о распространении звуковых волн. Появление фонографа и телефона, радио и телевидения, микрофона и мультимедийных средств способствует и сейчас колоссальному развитию усилительной аппаратуры.

Акустика активная, концертная, пассивная – это обобщенное название транслирующих музыку комплексов, состоящих из динамических колонок и микрофонов, мониторов и фронтальных громкоговорителей, сабвуферов и звуковых проекторов.

Аппаратура для концертных шоу

В современных реалиях акустика концертная обеспечивается не только внутренним устройством и объемом помещения для выступлений, но и технологическими средствами. При оснащении клубов, крупных залов, больших эстрадных площадок и помещений специалистами комплектуются целые наборы специального мощного оборудования. Акустика концертная должна отвечать требованиям слушателей, для которых устраивается представление, поэтому в комплектацию обязательно входят:

  • фронтальные основные колонки (громкоговорители), создающие плотный звуковой поток;
  • сателлиты – небольшие колонки, воспроизводящие звуки высоких и средних частот;
  • центральные громкоговорители, передающие вокальные партии, речь, диалоги;
  • мониторы – приборы, максимально транслирующие все звуковые нюансы;
  • звуковой проектор (акустика активная) – концертная система, состоящая из нескольких динамиков и усилителей, встроенных в один корпус для моделирования шестиканальной передачи стерео;
  • сабвуферы – басовые колонки, которые обогащают и наполняют любую музыку.

лучшая концертная акустика

Можно ли улучшить акустические свойства зрительного зала

Согласно международным стандартам, для исполнения музыки различных жанров требуются помещения с разными акустическими характеристиками. Только несколько лучших концертных залов мира способны обеспечить нужные параметры. Основная часть требований к качеству звучания может быть выполнена с помощью архитектурных и дизайнерских приемов.

Для создания комфортного звукового давления в разных точках помещения, обеспечивая «натуральность» звучания, применяют шумоизолирующую отделку. В некоторых случаях вдоль стен располагают полуцилиндрические дефлекторы из гипса или фанеры. Акустика, концертная аппаратура создадут при таком подходе замечательное впечатление от эстрадных спектаклей и шоу.

В залах со слишком высокими потолками над эстрадой и участками стен, примыкающих к сцене, подвешивают специальные отражатели звука. Такие приспособления из фанеры помогают равномерному распределению звуковой энергии по всему помещению.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.