Лекции - это что за метод обучения?

Самый популярный метод обучения во всех университетах мира – лекционный. Лекция – это устное изложение материала. Этот метод обучения также используют в старшей школе: учителя зачастую тратят большую часть урока, а то и весь урок, на изложения материала. Полученные знания закрепляются на практических занятиях. Эта система позволяет учащимся лучше усвоить материал.

лектор и аудитория

Этимология слова «лекция»

Слово «лекция» имеет латинские корни и означает «чтение». Этот способ донесения информации до слушателей использовался еще в средневековых учебных заведениях. В то время материал лекции готовился заранее, а потом просто читался преподавателем - отсюда и название.

В современных университетах метод чтения лекций немного изменился, преподаватели все реже пользуются подручными материалами и не читают лекцию, а излагают нужную информацию, базируясь на конкретных примерах и объясняя самую суть.

Не затронули нововведения только английские университеты, где профессора обязаны пользоваться текстом лекции и по возможности просто вычитывать материал студентам.

Что такое лекция в современных университетах?

В современном понятии лекция – это процесс не только изложения, но и разъяснения материала преподавателем в течение длительного времени. Задача учителя - привлечь учащихся к работе и активизировать познавательную деятельность студентов или учеников.

лекции в университете

Как вовлечь учащихся в работу?

Современный мир перенасыщен информацией, преподавателям в университетах становится все сложнее привлечь студентов к материалу, который они преподносят на лекции. Именно поэтому важно не просто доносить материал до учащихся, а по ходу изложения обращаться к аудитории с вопросами. Это необходимо для того, чтобы вовлечь студентов в процесс обучения и обеспечить активное восприятие и осмысление полученных знаний. Например, частый прием, к которому прибегают учителя – создание проблемной ситуации на основе излагаемого материала. Самый популярный способ – это выделение из темы лекции пары основных вопросов, в которых студентам предстоит разобраться в процессе вычитывания материала.

интерактивная лекция

Какие бывают лекции?

Чтение лекций – процесс, которому уже не одна сотня лет. Именно поэтому можно выделить некоторые разновидности изложения научного материала, каждая из которых преследует свои цели.

Типы лекций

Наука выделяет следующие разновидности лекций:

  1. Информационная – это самый традиционный тип лекции, которым пользовались еще в древних университетах. Ее цель - передать определенную информацию, которая предназначена для запоминания и последующего самостоятельного осмысления. Информационная лекция не предполагает активной работы лектора со слушателями. Самый популярный метод во многих университетах и по сей день.
  2. Обзорная основывается на системном подходе к предоставлению информации, без конкретики и детализации информации. Такой тип лекции допускает использование ассоциаций в процессе усвоения информации, которая излагается при раскрытии связи не только внутрипредметной, но и межпредметной. Обзорная лекция - это лекция, которая основывается на понятийном аппарате курса, его концептуальной основе и разборе крупных разделов.
  3. Проблемная больше похожа на исследовательскую деятельность, так как ее суть заключается в том, чтобы донести до слушателей новую информацию при помощи постановки проблемных вопросов, задач или ситуаций. Во время проблемной лекции идет диалог между лектором и аудиторией, а тема раскрывается благодаря вычленению проблемы и поиску метода ее решения при помощи анализа разных точек зрения.
  4. Визуализационная предполагает донесение информации посредством аудио- или видеотехники. Суть лекции заключается в кратком комментировании лектором просматриваемых или прослушиваемых материалов.
  5. Бинарная предполагает наличие двух лекторов, это могут быть не только два преподавателя, которые представляют разные научные школы. Участниками лекции могут быть теоретик и практик, преподаватель и студент и так далее.
  6. Публичная лекция, или лекция-конференция, проводится не только как научное, но и практическое занятие, принять участие в котором могут все желающие. Обычно тематика лекций определяется заранее, а участники занятия готовят небольшие доклады, которые должны кратко и по делу отражать суть того или иного вопроса. Публичная лекция - это возможность как можно глубже погрузится в суть проблемы и осветить разные ее аспекты.
  7. Консультативная лекция зачастую проходит по принципу «вопрос-ответ». Лектор отвечает на вопросы аудитории по заданной тематике занятия. Часто метод дополняется дискуссией. После заданных вопросов и полученных ответов аудитория и лектор обсуждают полученную информацию. Это позволяет быстрее и легче усвоить материал.
  8. Интерактивная лекция считается лучшим способом максимально полного овладения теоретическим материалом за отведенное время. Интерактивная лекция – это способ полного погружения аудитории в представляемый лектором материал. Важнейшая задача лектора – удержать внимание аудитории и построить с учащимися диалог. Такие лекции предполагают диалог аудитории и лектора, активность обработки информации. Считается наиболее эффективной из всех видов лекций, так как отличается отличным усвоением материала со стороны слушателей.
лекции в университете

Наука движется вперед, но лекционный метод обучения до сих пор остается самым популярным.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.