Артиллерийский тягач: фото, комплектация и история

Советский артиллерийский тягач тяжелый разработало и создало конструкторское бюро имени Малышева в Харькове (конец сороковых годов прошлого столетия). В отличие от ранних версий типа «Комсомолец» (Т-20), АТ-Т был универсальным, пригодным для транспортировки грузов и перевозки людей. При этом машина получилась с высоким показателем мощности, буксируемая на прицепном приспособлении масса могла превышать вес самой машины. Рассмотрим подробнее особенности данной техники и ее аналогов.

Советский артиллерийский тягач

История создания

В начале 1944 года на Харьковском комбинате создали новый артиллерийский тягач АТ-45 на основе Т-34, с максимальной унификацией по основным узлам и агрегатам. Масса техники составила 19 тонн. При этом с грузом в шесть тысяч килограмм он способен был буксировать систему массой до 22 т. Дефорсированный танковый силовой агрегат мощностью 350 лошадиных сил разгонялся до 35 км/ч, запас хода – 720 км. Машина без проблем преодолевала подъем в 30 градусов, брод до полутора метров. Удельная нагрузка на почву составила 0,68 кг/кв. см, тяговое усилие лебедки – около 27 тонн.

К лету 44-го на заводе транспортного строения в Харькове (ХЗТМ) построили шесть или восемь (данные разнятся) опытных экземпляров АТ-45. Два из них были направлены на фронт для испытаний в реальных условиях, остальные на полигон ГБТК КА, который находился в подмосковной Кубинке. Уже в августе того же года работы по этой машине были прекращены, по причине трудностей в освоении танковой новинки Т-44. Одновременно разработку двух серьезных машин производство, восстанавливаемое после эвакуации, осилить не могло. Кроме того, база от Т-34 устарела и подлежала снятию с выпуска.

После выхода государственной программы по созданию и обновлению вооружения, ХЗТМ в 1946 году начал работать над созданием нового советского артиллерийского тягача на базе танка Т-54. К технике предъявлялся ряд требований:

  • Транспортировка на буксире систем и прицепов весом до 25 тонн (гаубицы и пушки большого калибра, орудия особо большой мощности).
  • Скорость при этом должна составлять не менее 35 км/ч, независимо от окружающих условий.
  • Показатель грузоподъемности механизма – не менее 5 т.
  • Оснащение лебедкой с тяговым усилием не менее 25 т.
  • На шасси предусмотрены крепления для монтажа землеройного, технологического и спецоборудования с соответствующим приводом.

Для повышения надежности и подвижности основы она оснащалась синхронизированной коробкой перемены передач, двухпозиционными режимными механизмами поворота, торсионными деталями подвески, цевочной агрегацией на основных звездочках, комфортной кабиной из металла.

Описание

Ниже приведена схема артиллерийского тягача АТ-Т.

Схема тяжелого артиллерийского тягача
  1. Основная звездочка.
  2. Короб ЗИП.
  3. Световые элементы.
  4. Капотная часть.
  5. Кабина.
  6. Съемный тент.
  7. Тягово-сцепное приспособление.
  8. Ведомое колесо.
  9. Каток опорного типа.
  10. Буксировочный зацеп.
  11. Откидное кресло.
  12. Сложенный тент.
  13. Дуги.
  14. Люк.
  15. Рабочая лопата.
  16. Тросы для буксирования.
  17. Поисковая фара.

Тактико-технические параметры

Характеристики большого артиллерийского тягача:

  • Вес снаряженный – 20 т.
  • Показатель грузоподъемности платформы – 5 т.
  • Масса буксируемого прицепного устройства – 25 т.
  • Вместимость кабины – четыре человека.
  • Количество мест в кузове – 16.
  • Длина/ширина (по гусеницам)/высота (по кабине) – 7,04/3,15/2,84 м.
  • База катков опорных – 3,74 м.
  • Колея – 2,64 м.
  • Просвет дорожный – 42,5 см.
  • Максимальная мощность мотора при оборотах 1600 в минуту – 415 лошадиных сил.
  • Максимальная скорость – 38 км/ч.
  • Предельный подъем по сухой дороге – 40 градусов.
  • Глубина преодолеваемого брода/ширина рва – 1100/1800 мм.

Начало выпуска

В конце 1947 года сошли с конвейера пробные образцы артиллерийских тягачей под кодовым наименованием «401». На них весьма успешно был совершен первый пробег из Харькова в Москву. Техника оказалась маневренной, работоспособной, надежной и мощной. При этом на высоте были эксплуатационные и тяговые параметры. По всем характеристикам машина оказалась удачней всех аналогов в своей категории, выпущенных в послевоенное время. Конструкторов наградили Государственной премией

Учитывая острую потребность страны в подобных агрегатах, заводские и межведомственные испытания решили совместить, ускорив освоение новой модификации. В середине 1949 года стартовало серийное изготовление большого артиллерийского тягача (изделие «401») АТ-Т. Уже в третьем квартале того же года в эксплуатацию были сданы первые 50 экземпляров.

Машины успешно работали в артиллерийских, саперных и танковых военных подразделениях. Такой универсальности способствовала унификация основных узлов, включая опорные катки, детали трансмиссии, траки и направляющие элементы колес с Т-54.

Артиллерийский тягач БАТ

Устройство

В основе артиллерийского тягача АТ-Т лежит рама коробчатой конфигурации с днищем. Она сварена из стальных пластин толщиной 10-30 мм. Фронтальная часть техники оснащена четырехтактным V-образным нефорсированным дизельным мотором от танка, размещенным под полом кабины.

Характеристики двигателя:

  • Число цилиндров – 12.
  • Тип – А-401 В-2.
  • Механизм запасного воздушного пуска из резервуаров со сжатым воздухом.
  • Двухпозиционные комбинированные воздухоочистители.
  • Пневматический компрессор тормозов автомобильного типа.
  • Предпусковой маслозакачивающий насос.
  • Подогреватель пародинамической конфигурации, обеспечивающих старт при температуре до – 45 градусов.
  • Усиленный радиатор на всю капотную ширину с корректируемыми жалюзи.
  • Пара вентиляторов с 12 лопастями и автономным ременным приводом, которые гарантировали бесперебойную работу силового агрегата в жару.

Перед «движком» располагается сухой многодисковый основной фрикцион с пружинным сервоусилителем, а также коробка передач с силовым диапазоном 6,606 на пять ступеней. Кроме того, там находится пара поперечных валов постоянной зацепки шестерен с синхронизаторами. В корпусной части КПП встроен реверс отбора мощности для привода навесного оборудования, включая лебедку.

Конструкционные особенности

Двухступенчатые бортовые планетарные устройства поворота артиллерийского тягача Т отвечают за устойчивое прямолинейное направление и пару фиксированных радиусов поворота (2640 и 6300 мм). Элементы допускают кратковременное плавное увеличение тяговой нагрузки на гусеницы без разрыва потока мощности. Такая конструкция позволила повысить общий трансмиссионный силовой диапазон до показателя 9,38.

На передних ведущих колесах движителя предусмотрено два зубчатых венца-толкателя съемного типа с цевочным зацеплением. На траки гусеничной цепи допускается надевание дополнительных грунтовых зацепов. С 1962 года каждый указанный элемент комплектовался 18 безгребневыми и 75 гребневыми траками. Ранее они чередовались друг за другом.

Спаренные опорные катки с резиновыми бандажами размером в диаметре 83 см, оснащались автономной торсионной подвеской без гидравлических амортизаторов. Вместительный кузов из металла имеет площадь 10,5 кв. м. Он соединялся в один блок с платформой и боковыми бортами. Четырехместная кабина размещена над двигателем, имеет основу от авто ЗиС-150.

Кабина

На фото ниже показано, что имеется в кабине тягача.

Кабина тяжелого артиллерийского тягача

Далее приведем расшифровку схемы:

  • 1 – водительское сиденье.
  • 2 – съемная рукоять контроля лебедки.
  • 3, 4 – поворотные рычаги.
  • 5 – зеркало.
  • 6, 7 – индикаторы магистрального давления воздуха.
  • 8 – манометр контроля наполнения баллонов пуска мотора.
  • 9 – прикрытие со светофильтром.
  • 10 – спидометр.
  • 11 – датчик давления масла.
  • 12 – очистители стекол.
  • 13 – тахометр.
  • 14 – индикатор температуры масла.
  • 15 – обогреватели стекол.
  • 16 – счетчик моточасов.
  • 17 – проверка температуры хладагента.
  • 18 – осветительный элемент.
  • 19 – звуковой сигнал.
  • 20, 22 – сигнальные лампы положения лебедочного троса.
  • 21 – выключатель наружного освещения.
  • 24 – аптечка.
  • 25 – резервуар для атмосферного старта мотора.
  • 26 – крышка лючка. 27 – коробок ЗИП.
  • 28 – защита предохранителей.
  • 29 – рычажок вентиляционного люка.
  • 30 – вольтамперметр.
  • 31 – стартер.
  • 32 – переключение передач.
  • 33 – газ (педаль).
  • 34 – подача горючего.
  • 35 – ручка топливоподкачивающей помпы.
  • 36 – рукоять крана распределения горючего.
  • 37 – редукционный вентиль воздушного запуска.
  • 38 – тормоз (педаль).
  • 39 – управление жалюзи.
  • 40 – контроллер основного фрикциона.

Дополнительное оснащение

Конструкция тяговой лебедки артиллерийского тягача уникальна по своей конструкции, выдерживает до 25 тонн груза, оснащается тросом, длина которого равняется 100 метрам. Элемент расположен под платформой в заднем отсеке рамы, дает возможность без участия водителя принудительным образом выдавать трос назад с подтяжкой его через кинематические агрегирующие ролики и барабан.

В конструкцию привода лебедки входят:

  • Двухпозиционный редуктор.
  • Разъединительная фрикционная муфта.
  • Автоматический электромагнитный тормоз.
  • Приспособление для отключения лебедки при критических нагрузках.
  • Поворотный выдающий механизм, монтируемый на корме рамы.

Упругий тягово-сцепной узел тяжелого артиллерийского тягача поворачивается в горизонтальной плоскости, выдвигается назад, обеспечивая соединение с любой артсистемой. Буксирование танков осуществляется при помощи сцепной серьги.

Машина оборудуется бортовым пневматическим приводом тормозов тягача, прицепа и вспомогательных механизмов. Пять резервуаров для топлива общей вместимостью свыше 1400 литров обеспечивали суточный беспрерывный пробег в полностью нагруженном состоянии.

Модификации и эксплуатация

Артиллерийский тягач АТ-П (АТ-Т) способен эффективно функционировать в максимально тяжелых условиях, получил справедливое признание и широкое применение в военной сфере. Основное предназначение – буксировка тяжелых орудий различного типа, в том числе ракетного вооружения, а также как носитель землеройно-технологического оборудования. Могучая и эффектная махина была украшением парадов на протяжении 30 лет.

Тяжелые машины на базе артилерийского тягача АТ

В процессе эксплуатации проводилась модернизация техники, а также быстро росло количество модификаций на его основе. Это обусловлено оптимальной компоновкой, дающей возможность размещать на платформе разнообразные навесные механизмы.

Самые популярные версии:

  1. Радиолокационная большая станция «Круг» на шасси 426. Для специальных моделей использовалась семикатковая версия 426-У с мотором мощностью 520 лошадиных сил.
  2. Бульдозеры-путепрокладчики (серии артиллерийских тягачей БАТ).
  3. Роторные копатели траншей типа БТМ.
  4. Экскаваторы версий МДК с задним размещением поперечного ротора. Производительность указанных машин на любых типах грунта позволяла оперативно решать ряд важных и непростых задач, включая скоростной отрыв траншей на переднем крае, решив проблему с механизацией работы саперов. При массе в 26-28 тонн техника уверенно перемещалась со скоростью до 35 км/ч.

В 1957 году была разработана специальная модификация АТ-ТА, ориентированная на буксировку санных прицепов в полярных экспедициях. Машина получила расширенные гусеничные траки (до 0,75 м), сниженную массу до 24 т, утепленную кабину и отсек двигателя. На платформе устанавливался жилой домик.

Показатель мощности силовой установки повысили до 520 «лошадок». Тем не менее для функционирования в условиях Антарктиды этого оказалось мало. Вскоре появилась доработанная версия под названием «Харьковчанка» (№ 404-С). Модель представила собой снежный «крейсер» весом 35 тонн с семью катками, траки получили ширину в один метр. Тягач способен был совершать переходы при самых низких температурах до 1500 километров. При этом порог скорости составил порядка 30 км/ч. Масса санного прицепа – 70 т.

Форсированный мотор с нагнетательным приводом сохранил показатель предельной мощности в 995 «лошадей», мог беспрерывно работать не менее 24 часов. «Харьковчанку» оборудовали единым утепленным корпусом, в который входили отсеки управления, жилищно-бытовая и грузовая система, моторно-трансмиссионное отделение. Подобное оснащение позволяло выполнять длительные переходы, с возможностью выполнения ремонтных работ различной сложности без выхода экипажа на улицу. Несмотря на некоторые недочеты, указанная машина проявила себя в суровых полярных условиях отлично.

Легкий артиллерийский тягач АТ-Л

Эта модификация представляет собой полубронированную облегченную машину, известную под названием «Комсомолец» (Т-20). Техника разработана в 1936 году под руководством Н. А. Астрова с использованием блоков и узлов малого танка-амфибии Т-38 и грузовика ГАЗ-АА. Машина получила популярность у военных, эксплуатировалась во время Великой Отечественной войны для буксирования полковых пушек и противотанковых гаубиц.

Легкий артиллерийский тягач

Во фронтальной части артиллерийского легкого тягача находится бронированная кабина, в которой предусмотрены места для механика и командира расчета. За этим элементом размещено моторное отделение, защищенное усиленным капотом. Над ним располагаются два продольных сиденья для шести бойцов расчета.

В систему гусеничного движителя входит мелкозвеньевая цепь с шарнирами открытого типа, цевочное зацепление, четыре одинарных опорных катка, два поддерживающих аналога направляющего колеса, а также кривошипное приспособление натяжителя. Подвеска зависимой конфигурации состоит из пары балансирных тележек и листовых полуэллиптических рессор.

Основные характеристики артиллерийского тягача АТ-Л:

  • Длина/ширина/высота – 3,45/1,85/1,58 м.
  • Лобовая броня – отсутствует.
  • Бортовая защита – металлические катаные листы толщиной 7-10 мм.
  • Места в кабине/кузове – 2/6.
  • Силовая установка – 52 лошадиных силы, 2800 оборотов в минуту.
  • Запас хода с прицепом – 152 км.
  • Предел скорости по шоссе – 47 км/ч.
  • Весовые параметры – 3,46 т (плюс 2,5 тонны прицепа с грузом).
  • Вооружение – пулемет ДТ (7,62 мм).

Средний артиллерийский тягач

Указанная модификация сооружена по классической схеме с фронтальным размещением силового агрегата под кабиной. Трансмиссионный узел и ведущие звезды гусеничного двигателя получили заднее размещение. Машина выпущена под кодом 712, хорошо проявила себя по техническим и эксплуатационным показателям. ТТХ:

  • Снаряженный вес без груза – 1,37 т.
  • Количество мест в кабине/кузове – 7/10.
  • Длина/ширина/высота – 5,97/2,57/2,53 м.
  • База катков опорных – 2,76 м.
  • Колея – 1,9 м.
  • Просвет дорожный – 40 см.
  • Давление на грунт – в среднем 0,557 кг/кв.см.
  • Тип двигателя – А-650 В-2.
  • Оборотистость – 1600 вращений в минуту.
  • Показатель мощности – 300 лошадиных сил.
  • Скорость по максимуму – 35 км/ч.
  • Запас хода – 305 км.

В основу артиллерийского тягача АТС входит сварная рама коробчатой конфигурации. Она состоит из пары продольных лонжеронов высотой 30 см и четырех поперечных элементов (стальные швеллеры разного сечения). Нижняя часть детали защищена негерметичным поддоном, а спереди имеется мощный бампер.

В движение машину приводит 12-цилиндровый V-образный дизельный мотор производства ЧТЗ. Он маркируется В-54 или А-172, представляет собой дефорсированную модификацию танкового «движка», отличается надежностью и увеличенным рабочим ресурсом. Нормальную работу силовой установки обеспечивает система смазки с сухим картером, отдельным резервуаром для масла и радиатором. Агрегат мог функционировать при значительных продольных и поперечных перекосах, независимо от наружной температуры воздуха. В качестве подстраховки использовался запасной воздушный баллон со сжатой смесью, количества которой хватало на 6-7 пусков.

Модификация среднего артиллерийского тягача

Тягач АТ-С успешно и активно эксплуатировался в различных армейских подразделениях не только в СССР, но и в Финляндии, Египте. Основное предназначение – база для различного типа боевых установок, включая БМ-14. Имелись версии с встроенной навигацией, позволяющие использовать машину в качестве топопривязчика и определения координат огневых позиций. На основе среднего тягача разработан путепрокладчик ОСТ, крановая установка с подъемником, армейский бульдозер. Также построены на базе АТ-С снегоболотоходы, арктические машины и опорный транспорт на пневматических шинах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.