Классификация и характеристика методов обучения

Используя различные методы обучения, учитель передает своим воспитанникам знания. При этом хороший педагог всегда стремится получить наилучшие результаты. Необходимым условием для этого является сочетание различных методов обучения. Самые традиционные из них могут быть использованы одновременно с нетрадиционными.

Немного истории

В буквальном смысле слово «метод» означает «путь к чему-то». Он является способом познания исследования общественной жизни и явлений природы, а также путем продвижения к истине.

Историю создания и развития различных методов обучения можно проследить еще с самого начала зарождения человеческого общества. Так, при первобытном строе дети воспитывались на примере жизни взрослых. Обучение подрастающего поколения в те времена происходило с использованием практики, наглядности и слова. Дети наблюдали за действиями взрослых, повторяли их и совершенствовали. Таким образом молодежью и приобретался собственный жизненный опыт. И если рассматривать классификацию методов обучения, то на первой строке ее списка находится именно метод подражания как первый из тех, которые использовало человечество в истории своего развития.

В дальнейшем возникла необходимость в совершенствовании обучения. Это и стало основной причиной того, что начали развиваться и использоваться словесные методы.

По мере развития человеческого общества происходило усложнение передаваемой людьми информации. Это вызвало появление методов как наглядных, так и тех, которые стали обеспечивать практическое усвоение необходимых знаний.

Однако со временем некоторые из них стали неэффективны для достижения более высоких целей в получении знаний. Из-за этого появилась потребность в их комплексном применении, что и послужило основной причиной необходимости анализа, систематизации и классификации всех имеющихся способов обучения.

Группы методов

Как в мировой, так и в отечественной практике различными авторами используется своя классификация способов обучения. В основу подобного распределения положен либо один, либо сразу несколько признаков, которые характерны для учебного процесса. Рассмотрим самые популярные из них.

учительница показывает детям текст

Так, существует классификация методов обучения по характеру восприятия и источнику передачи информации. При этом выделяют:

  1. Активное восприятие. Рассматривая характеристику методов обучения этой группы, можно отметить, что они представляют собой работу с наглядными источниками или с книгой, а также проведение лабораторных исследований.
  2. Пассивное восприятие. При использовании этого метода ученики смотрят или слушают рассказ педагога или его объяснения.

Выделяют еще и группу способов обучения, основанную на решении дидактических задач. В основе подобной классификации лежит определенная последовательность в освоении материала на конкретном этапе занятий:

  • приобретение знаний;
  • освоение навыков и формирование умений;
  • применение полученных знаний;
  • творчество;
  • закрепление навыков и умений;
  • проверка полученных знаний.

Имеется также классификация методов обучения исходя из тех средств, которые используются для передачи информации, а также для получения знаний. При этом выделяют такие способы:

  1. Словесный. Он представляет собой живое слово педагога или работу с книгой.
  2. Практический. Использование данного метода подразумевает эксперимент, наблюдение, упражнения и прочие виды изучения окружающей действительности.

Разработана также классификация по типу познавательной деятельности, характер которой указывает на степень самостоятельности учащихся. В этом случае выделяют такие методы:

  • информационно-репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
  • репродуктивный, находящийся в границах творчества и мастерства;
  • эвристический или частично-поисковый;
  • исследовательский.

В следующей классификации собраны методы не только преподавания, но и обучения. Сюда входят такие способы получения знаний:

  • методы преподавания: инструктивно-практический, объяснительный и информационно-сообщающий;
  • методы обучения: поисковый, частично-поисковый, продуктивно-практический, репродуктивный и исполнительный.

По осуществлению и организации учебно-познавательного процесса все методы распределены по трем группам. К первой из них отнесены способы, необходимые для осуществления учебной деятельности, а именно:

  • словесные (беседа, семинар, лекции, рассказ);
  • практические (трудовые действия, лабораторные опыты, упражнения);
  • проблемно-поисковые и репродуктивные (от общего к частному и от частного к общему);
  • самостоятельного выполнения работы или под руководством педагога.

Ко второй группе подобных методов относятся те, которые позволяют стимулировать и мотивировать учебно-познавательную деятельность, интерес к обучению, а также ответственность и долг при получении знаний.

Третья группа включает в себя способы самоконтроля и контроля над эффективностью учебной деятельности. Они также бывают самыми различными. Это устный, письменный, а также лабораторно-практический самоконтроль и контроль.

Некоторыми исследователями произведена классификация существующих методов обучения, которые рассматриваются с точки зрения единства источников знаний, уровня самостоятельности и познавательной активности учеников с учетом логического пути моделирования процесса образования.

Группируют способы передачи знаний и в зависимости от имеющихся форм сотрудничества. Такие методы обучения бывают:

  • монологическими (демонстрация, рассказ, лекция);
  • коллективными, групповыми и индивидуальными;
  • диалогическими (беседы).

Существует также и классификация методов, предполагающих получение знаний двумя способами:

  • искусственным (школа);
  • естественным (окказиальным).

Таким методам может соответствовать преподносящий и поисковый способ обучения.

Перечень названных выше классификаций не является исчерпывающим. В этот список можно было бы добавить еще 2-3 десятка различных группировок методов обучения, в которых используются самые разнообразные признаки образовательного процесса. Однако стоит отметить, что универсальной классификации нет и быть не может. Дело в том, что любой учебный процесс представляет собой динамичную конструкцию. В связи с этим любая педагогическая деятельность направлена на постоянное развитие способов передачи знаний. Именно поэтому объединение методов в группы по какой-либо жесткой схеме является сдерживанием совершенствования учебного процесса. На каждом из этапов обучения одни из них занимают доминирующее, а вторые – подчиненное положение, позволяя в большей или в меньшей степени решать педагогические задачи.

Изучим подробнее характеристику методов и форм обучения, которые на сегодняшний день используются в системе образования.

Словесные способы

Рассмотрим характеристику методов обучения, к которым относят беседу, лекцию, рассказ и т.д. В процессе их использования преподаватель объясняет и излагает учебный материал, используя слово. Обучаемые при этом воспринимают, а затем усваивают знания благодаря слушанию.

Рассказ

Какое представление об этом способе передачи знаний мы может получить исходя из характеристики методов обучения подобного типа? Под рассказом понимают устное повествование, в процессе которого преподавать излагает учебный материал. При этом его речь не прерывается вопросами к ученикам.

Существует несколько видов рассказов. Так, они могут быть: вступлением, изложением или заключением. Целью первого из этих видов рассказов является подготовка детей к восприятию новых учебных знаний. Помимо этого, для вступления порой используют и другой метод, например, беседу. Такой вид рассказа отличается эмоциональностью изложения, яркостью и краткостью. Все это позволяет вызвать у учеников интерес к новой теме, а также побудить желание ее активно усваивать. При проведении такого рассказа педагог сообщает ученикам основные задачи их деятельности на уроке.

эмоциональный рассказ

Далее следует изложение. Характеристика словесных методов обучения этого типа позволяет понять, что подобный вид рассказа необходим для изложения учителем новой темы. При этом разъяснение материала проводится в четкой последовательности и по предварительно подготовленному плану. В рассказе-изложении педагогу важно вычленить существенное и главное, применив убедительные примеры и иллюстрации.

Выводы и обобщения нового материала учитель делает в конце урока. Для этого он использует рассказ-заключение. При этом ученики получают задание для самостоятельной работы по изложенной на уроке теме.

Учитель, применяющий метод рассказа, использует такие приемы, как активация внимания и ускорение запоминания, резюмирование и выделение главного.

Применяют устное изложение темы и при дистанционном обучении. В этом случае используются речевые возможности компьютера. Рассказ иногда заменяют аудиозаписями. Этот способ является также весьма эффективным для учебного процесса.

Лекция

Продолжим рассмотрение характеристик основных методов обучения из словесной группы. К одним из них относится лекция. Этот метод предполагает изложение преподавателем учебного материала в устной форме. При этом объем передаваемых знаний отличается большой емкостью. Также лекция отличается от рассказа сложностью в построении образов, обобщений, доказательств и т.д.

Этот словесный метод передачи знаний занимает, как правило, все занятие. Рассказ же ученики слушают только на протяжении одной из частей урока.

Лекция будет проведена с максимальной эффективностью, если преподаватель заранее четко продумает и обобщит ее план, а также сможет выстроить последовательное и логически четкое изложение всех его пунктов, сделав в конце каждого из разделов соответствующие выводы. Не менее важной задачей педагога является и обеспечение доступности, ясности изложения, а также разъяснения терминов, приведение примеров и иллюстраций. Подготовленный текст должен читаться в таком темпе, чтобы слушатели имели возможность законспектировать сказанное.

учитель у доски

Рассматривая характеристики современных методов обучения, становится очевидным, что лекция может быть проведена с применением аудиозаписей, видеотехники и спутникового телевидения.

Беседа

При рассмотрении характеристики словесных методов обучения этот выделяется возможностью разговора преподавателя с учениками. При этом педагог организует беседу, используя тщательно продуманную систему вопросов. Они должны постепенно выводить учеников на усвоение новых закономерностей и понятий. Однако стоит иметь в виду, что вопросы, подготовленные к беседе, должны быть довольно емкими. Это позволит обеспечить целостное восприятие материала. При чересчур большом дроблении темы на вопросы разрушится ее логическая целостность. В то же время если они будут слишком крупными, то для обсуждения обучаемых они станут недоступны. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы ответы на них были даны не односложные.

Возможно проведение и таких бесед, в ходе которых ученики будут вспоминать ранее усвоенное, систематизировать и обобщать его. При этом ими будут делаться определенные выводы, подыскиваться новые примеры использования изучаемого явления в жизни. Характеристика методов обучения с применением бесед подобного типа позволяет говорить о том, что они носят объяснительный характер. Преподавателем беседы применяются, как правило, для оперирования ранее усвоенным материалом. Нужны они и для активизации памяти учеников.

В то же время могут быть проведены беседы, которые предполагают поиск возможных ответов самими детьми, но под руководством учителя. Применение подобного метода возможно и при дистанционном обучении.

Наглядные способы

Продолжим рассмотрение характеристик основных методов обучения. Следующими из них являются наглядные способы. Они считаются достаточно эффективными для получения знаний теми учащимися, которые обладают визуальным восприятием действительности.

Характеристика наглядных методов обучения дает основание утверждать о том, что они позволяют достичь большого развивающего, воспитательного и образовательного эффекта. При этом происходит развитие и абстрактного мышления школьников.

Среди особенностей характеристики наглядных методов обучения выделяется тот момент, что эти способы в той или иной мере сочетаются со словесными. Их тесная взаимосвязь вытекает из единства практики, живого созерцания и абстрактного мышления при познании объективной реальности. Это подтверждено и учением И. П. Павлова. Восприятие человеком информации через сигнальную систему должно органически сливаться со словесной подачей материала.

дети тянут руку

Рассмотрение общей характеристики методов обучения наглядного типа позволяет подразделить их на две большие группы – иллюстрации и демонстрации. Что представляет собой первый из них? Он предполагает показ педагогом портретов ученых, картин, зарисовок на доске, плакатов и различных пособий.

Использование метода демонстрации, как правило, связано с показом опытов и приборов, технических установок, а также разнообразных препаратов. К подобным способам относят и показ диафильмов и кинофильмов.

Говоря о классификации методов обучения и их характеристике, стоит отметить, что разграничение средств на демонстрационные и иллюстративные в практике преподавания сложилось исторически. При этом не исключается вероятность отнесения одних и тех же инстурментов как к той, так и к иной группе.

При использовании наглядных методов преподавателю необходимо обращать внимание на следующие приемы: обеспечения максимально хорошей видимости, обсуждения итогов проведенных наблюдений и т.д.

На сегодняшний день в педагогической практике применяется целый ряд новейших средств наглядности. Так, созданы географически карты, которые отличаются ярким оформлением и пластмассовым покрытием. Ученикам предлагаются альбомы иллюстраций по литературе и истории и т.д. В практике находят применение кодоскопы и аппараты РЭТИ, которые позволяют учителю без затемнения класса в дневное время демонстрировать чертежи, схемы и рисунки. На уроках может быть применена и зарисовка на листах ватмана, выполненная с применением широких фломастеров. Подобное изображение позволяет раскрыть динамику изучаемого явления с постепенной иллюстрацией всех его этапов.

Классы многих школ оборудованы и экранами дневного кино. Аппарат в этом случае устанавливают в лаборантской комнате, а фильм демонстрируется на матовом стекле, расположенном над классной доской.

Практические способы

Рассмотрим кратко характеристику методов обучения, которые применяются для познания детьми реальности, а также для формирования у них навыков, умений и для углубления знаний. Это практические способы, подразумевающие собой использование таких приемов:

  • планирование задания;
  • оперативное стимулирование;
  • постановка задач;
  • тестирование результатов;
  • контроль и регулировка;
  • выявление и последующий анализ ошибок.

Характеристика методов и приемов обучения, описанных выше, позволяет сделать вывод о том, что наибольшей своей эффективности они достигнут при совместном использовании. Именно поэтому наглядные, словесные и практические способы присутствуют на уроке, как правило, всегда. Рассмотрим последние из них.

Практические методы обучения распределяют на:

  • упражнения;
  • лабораторные работы;
  • игры;
  • практические работы.

Упражнения

Если кого-либо попросят дать характеристику методам обучения, то при рассказе о данном виде работ стоит разъяснить, что это циклическое и планомерное выполнение определенных действий с целью овладения ими и улучшения их качества. Подобные задания используются педагогами на всех этапах образовательного процесса и при изучении любого предмета.

дети выполняют задания

При рассмотрении общей характеристики методов обучения в форме упражнений становится понятным, что все они делятся на три группы:

  1. Устные. Большую роль играют такие задания при изучении языков. Помогают ученикам в овладении культурой и техникой чтения, повествования, устного счета, логического изложения информации и т.д. Постепенно устные упражнения усложняются. Основную роль при этом играет возраст, а также уровень развития учеников.
  2. Письменные. К этим видам упражнений относят орфографические, грамматические и стилистические диктанты, конспекты, сочинения, описание опытов и решение задач. Исходя из характеристики методов процесса обучения становится понятным, что письменные упражнения лежат в основе всего образовательного процесса. Их главным назначением является формирование, а после этого развитие и дальнейшее упрочнение необходимых навыков и умений.
  3. Графические. К этим упражнениям относят работы учеников по составлению технологических карт, чертежей, схем, выполнение зарисовок и создание баннеров или альбомов. Графические задания, как правило, совмещаются с письменными, что позволяет им решать общие учебные задачи.

Отдельно рассматривают учебные упражнения. Они обладают производственно-трудовой тенденцией. Цель таких упражнений состоит в использовании теоретических знаний, полученных учащимися в трудовой деятельности.

Лабораторные работы

Рассмотрим понятие и характеристику методов обучения, предполагающих собой проведение опытов. При этом учащимся предоставляются различные устройства, инструменты и прочее оборудование, с помощью которого может быть познано новое явление.

Проведение лабораторных работ может быть осуществлено как в исследовательской, так и в иллюстративной форме. При этом учащиеся усваивают новые знания самостоятельно. Педагог лишь руководит их действиями.

Чаще всего данный метод обучения находит свое применение в процессе изучения таких предметов: физика, биология и химия. Причем сам процесс происходит как индивидуально, так и в группах.

Практические работы

По своей структуре данный способ получения знаний похож на лабораторный. Однако при проведении сравнительной характеристики методов обучения становится понятным, что при выполнении практических работ учащимся приходится использовать те знания, которые уже есть у них. Таким образом, на первый план выдвигается умение применения теории в реальных условиях.

дети рисуют на доске

При использовании практического метода у учащихся углубляются умения и знания. Одновременно с этим доводится до совершенства качество решения задач, дети учатся исправлять свои ошибки, а также контролировать собственные действия. Это позволяет активизировать познавательную деятельность.

Характеристика методов обучения и воспитания практического типа позволяет выделить в их процессе следующие этапы:

  1. Знакомство учеников с теорией вопроса. Педагог при этом знакомит с материалом, проводит инструктаж и показывает пример выполнения работы, контролируя, проверяя и оценивая задание.
  2. Практическая работа. Ее выполняют, как правило, уже после того как были изучены крупные тематические разделы. Практическая работа носит обобщающий характер и может выполняться как в стенах класса, так и за их пределами (например, на участке возле школы).

Производя педагогическую характеристику методов обучения, многие учителя отмечают, что подобные задания способствуют формированию у детей хозяйственности, трудолюбия и экономности. Одновременно с этим учащиеся осознают цель будущей работы, вникают в поставленную задачу и самостоятельно выбирают пути ее решения, готовя инструменты, материалы, осуществляя контроль качества проведенных действий.

Познавательные игры

Создание ситуаций, моделирующих окружающую действительность, относят к активным методам обучения. Характеристика подобного процесса позволяет говорить о том, что основной задачей любой игры является поиск учащимся выхода из создавшейся ситуации. Такие действия позволяют усилить стимулирование познавательного процесса.

Играя, учащиеся вырабатывают у себя умение самостоятельно думать и концентрировать внимание. У них возникает желание познавать новое. Дети настолько увлекаются, что даже и не замечают того, что учатся. Они развивают свою фантазию и пополняют имеющийся запас знаний. С удовольствием играют даже самые пассивные и слабые дети. При этом они прилагают все усилия для того, чтобы не подвести своих товарищей.

Характеристика активных методов обучения в форме игры позволяет сделать однозначный вывод о том, что подобный способ получения знаний создает у учеников хороший психологический настрой, формирует положительное отношение к предлагаемой деятельности. Дети повторяют материал увлекательно и разнообразно.

В настоящее время в педагогике широко используются симуляционные игры. Они предлагают ученикам воспроизвести то или иное качество. Применяются и такие методы, как инсценизация и генерация мыслей. В первом случае школьники показывают заранее подготовленное ими театрализованное представление или ведут диалог на заданную учителем тему. В процессе генерации дети активизируют свои мысли, что позволяет им успешно решить поставленную задачу.

Интерактивное обучение

Подобные способы получения знаний строятся на таких принципах взаимодействия, как «учитель - ученик», а также «ученик - ученик». Какова же характеристика интерактивных методов обучения? При их применении к процессу получения знаний детей привлекает не только учитель. Взаимодействуют друг с другом и сами учащиеся, влияя на мотивацию своих товарищей. Учителю в этом случае отводится роль помощника. Он призван создать необходимые условия для детской инициативы.

дети читают книги

Среди методов интерактивного обучения выделяют:

  1. Мозговой штурм. При потоке вопросов, ответов, предположений и идей учащиеся отвечают по заданной теме. После проведения мозгового штурма производится анализ правильности или неправильности ответов.
  2. Кластеры, пазлы, сравнительные диаграммы. В этом случае учащиеся ищут ключевые слова, а также пытаются решить проблемы по заданной мини-теме.
  3. Урок с использованием видео- и аудиоматериалов.
  4. Круглый стол с проведением дебатов и дискуссий. Это групповой вид интерактивного метода, предполагающий коллективное обсуждение предложенной педагогом проблемы с совместным поиском решения.

Интерактивный метод используется для обучения детей проведению самостоятельного анализа и поиска информации. При этом учащиеся начинают работать в команде, уважая мнение других и проявляя толерантность к точке зрения товарища. Помимо этого, дети учатся формировать свою точку зрения, опираясь на определенные факты.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.