Альбер Камю: цитаты, творчество, краткая биография

Цитаты Камю хорошо известны всем знатокам литературы. Ведь это один из самых известных писателей XX века, лауреат Нобелевской премии 1957 года. Он считается одним из самых ярким представителей течения экзистенциализма в философии и литературе.

Биография писателя

Романы Альбера Камю

Яркие цитаты Камю можно найти практически в любом его произведении. Писатель родился в Алжире в 1913 году, тогда это была еще французская колония. Его отец погиб на Первой мировой войне, а мать, которая не умела читать и была полуглухой, переехала в Белькур, где они стали жить под началом своевольной бабушки.

Альбер с отличием окончил начальную школу, на этом этапе многие его сверстники переставали получать образование и отправлялись работать, чтобы помогать семьям. Но его учитель убедил родных, что Альберу необходимо дальше учиться. Он подготовил его к поступлению в лицей и выбил для него стипендию.

Камю был вынужден прервать образование в 1930 году, когда у него обнаружили туберкулез. Он долго лечился, по этой причине не попал в армию. В 30-е году он заканчивает Алжирский университет, в котором изучает философию.

В 1934 году он женится на юной и экстравагантной 19-летней Симоне Ийе, которая оказывается морфинисткой. Через 5 лет они расстаются. К концу обучения он увлекается социалистическими идеями, вступает в коммунистическую партию, но потом его исключают, обвинив в троцкизме.

После окончания университета руководит Алжирским домом культуры, затем начинает работать в журнале "Побережье", оппозиционных газетах, которые придерживаются левых радикальных взглядов. На их страницах он выступает за социально-ориентированную политику, улучшение положения арабских жителей Алжира. После начала Второй мировой войны цензура запрещает издание этих газет.

Переезд во Францию

Творчество Альбера Камю

В 1940 году Камю вместе с будущей женой Франсин Фор, которая была по образованию математиком, переезжает в Париж. Здесь он дает частные уроки, работает в газете "Пари-суар". Когда Франция оказывается в оккупации, его увольняют за оппозиционные взгляды, а он возвращается в Оран, где начинает преподавать в частной школе.

Во время войны писатель все же не может оставаться в стороне от происходящих событий и вступает в Сопротивление, он становится одним из членов тайной подпольной организации под названием "Комба", издает одноименную газету.

После войны начинают активно публиковать его произведения, к нему приходит популярность. В 1947 году он разрывает с Сартром и левым движением, становится независимым журналистом.

В 1957 году Камю получает Нобелевскую премию по литературе с формулировкой "за знание человеческой совести". В своей Нобелевской лекции он подробно обосновал свою жизненную позицию, эта цитата Камю сразу стала знаменитой. В частности, он заявил, что:

Слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селедкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс

Смерть Камю

Писатель Альбер Камю

Камю погиб в автокатастрофе. 4 января 1960 года автомобиль, на котором он ехал вместе с семьей своего друга Галлимара, вылетел с трассы и врезался в платан. Авария произошла возле городка Вильблевен, примерно в ста километрах от французской столицы. Смерть писателя наступила мгновенно. Ему было 46 лет.

За рулем был Галлимар, который скончался в больнице через два дня, его жена и дочь остались живы.

Камю похоронили на юге Франции в районе Люберон.

Уже в 2011 году итальянские журналисты выдвинули версию, что автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами. Якобы это была изощренная месть за осуждение вторжения СССР в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака. Однако большинство исследователей, в том числе биограф Камю Мишель Онфре, назвали эту версию вымышленной инсинуацией.

Философские взгляды

Автор Альбер Камю

Камю не считал себя экзистенциалистом, но это течение оказало на него серьезное влияние. К тому же тяжелое заболевание, от которого он страдал большую часть жизни, создавало постоянное ощущение близкой смерти, так близкое экзистенциалистам.

Формулируя свои взгляды, Камю утверждал, что единственным средством борьбы против абсурда является признание его как данности. В своем знаменитом эссе "Миф о Сизифе" Камю писал, что для осознания причин, которые заставляют человека заниматься бессмысленной работой, нужно вообразить себе Сизифа, который находит истинное удовлетворение, даже сознавая безрезультативность и тщетность всех своих усилий.

В этом же эссе содержится и знаменитая цитата Камю, посвященная неизбежности смерти.

Неизбежно только одно - смерть, всего остального можно избежать. Во временном пространстве, которое отделяет рождение от смерти, нет ничего предопределенного: все можно изменить и можно даже прекратить войну и жить в мире, если желать этого как следует - очень сильно и долго.

Согласно Камю, высшая степень абсурда - это попытки насильным образом улучшить состояние общества. В качестве примеров он приводил сталинизм, фашизм и другие подобные тоталитарные и диктаторские режимы.

По своей природе он был гуманистом, поэтому не признавал насилие ни в каком виде. Камю считал, что противостояние несправедливости и насилию "их же методами" способно породить только еще большую несправедливость и еще большее насилие. В эссе "Бунтующий человек" он выделял две формы бунтарства. Первая выражалась непосредственно в революционной деятельности, а вторая - в творчестве, именно ей он отдавал предпочтение. В конце эссе он выводил свою формулу, перефразируя высказывание Декарта:

Я бунтую, следовательно, мы существуем.

Цитаты о любви

Цитаты Альбера Камю

Камю оставил большое количество высказываний на самые разные темы. Сейчас весьма популярны цитаты Альбера Камю о любви. Он оригинально высказывался о связи между любовью и религией, утверждая, что именно человек позволил Богу любить себя.

Любовь — это, похоже, единственное, что нас устраивало в Боге, ведь мы всегда не прочь, чтобы нас кто-то любил против нашей воли.

Если верить герою нашей статьи, человек страдает от тщеславия, если обманывает себя и других, стремясь к любви, а всем рассказывая, что хочет добиться истины. Многим эта цитата о любви Камю кажется особенно точной.

Удивительно, как тщеславен человек, который хочет внушить себе и другим, что он стремится к истине, меж тем как он жаждет любви.

По его убеждению, любовь - это мимолетное состояние, на котором нельзя, да и не получится ничего построить. Для этого, кроме любви, должны быть другие веские основания.

На любви ничего нельзя построить: она — бегство, боль, минуты восторга или стремительное падение.

Известное высказывание Альбера Камю о любви на языке оригинала звучит так:

Ne marche pas devant moi, je ne suivrai peut-etre pas. Ne marche pas derriere moi, je ne te guiderai peut-etre pas. Marche juste a cote de moi et sois mon ami.

В переводе с французского языка это означает:

Не иди впереди меня — я могу не успеть. Не иди позади меня — я могу завести не туда. Просто иди рядом со мной и будь моим другом.

"Записные книжки"

Афоризмы Альбера Камю

Помимо художественных произведений и публицистических эссе, Камю оставил большое количество записных книжек, которые после его смерти стали издавать отдельно. Там можно найти немало мудрых и свежих мыслей.

Чтобы понять цитаты и высказывания Альбера Камю, необходимо вчитываться в их самую суть, только так удастся понять, что в действительности имел в виду автор. По ним можно понять, как воспринимал писатель окружающую действительность. Например, в 1935 году он крайне резко высказывался о публичной политике.

Всякий раз, как я слышу или читаю речи наших политиков, я с ужасом обнаруживаю, что в них нет ни единого человеческого слова. Вечно одни и те же фразы, повторяющие одну и ту же ложь. И если люди к этому привыкают, если народ еще не растерзал марионеток, это, по моему убеждению, доказывает только одно: люди ни в грош не ставят свое правительство и превращают в игру — да-да, именно в игру — немалую часть своей жизни и своих так называемых жизненных интересов.

В цитатах из "Записных книжек" Альбера Камю можно нередко обнаружить горечь, с которой он рассуждает о недолгой и короткой памяти народа, о том, как быстро забывают героев и то, что они совершили.

Все ревностно исполняли свой долг, а сегодня на плитах, призванных увековечить их совершенства, дети играют в чехарду.

В значении цитат и афоризмов Камю часто помогает разобраться знание, в какое время и в каких обстоятельствах они были произнесены. Так, в статье о футболе, которую он писал для вестника Алжирского университета, он заключает:

После многих лет, в течение которых я многое повидал, всем, что я твердо знаю о морали и человеческом долге, я обязан спорту.

По этим цитатам и афоризмам Камю можно сделать вывод о его личности. Например, последнее высказывание часто трактуют, как отсылку к классическим моральным ценностям - отваге, верности своему коллективу, честной игре. Таким образом, писатель противопоставляет ясные и понятные принципы тем представлениям, которые предлагают религия и общество. Это наглядный пример ясного и морального ориентира, которым Камю руководствовался в своей жизни.

"Посторонний"

Лауреат Нобелевской премии

Большое количество цитат Альбера Камю на французском и других языках стали известны благодаря его произведениям. В 1942 году он написал повесть "Посторонний".

В ней повествование ведется от лица 30-летнего француза, который, как и автор, живет в колониальном Алжире. Мерсо описывает три ключевых события в своей жизни, которые проходят перед глазами читателя - это смерть его матери, убийство алжирца на пляже и суд на главным героем. Также упоминаются мимолетные и краткие отношения с девушкой.

Большое внимание в повести уделено судебному процессу, во время которого Мерсо признается, что выстрелил в алжирца "из-за солнца", что вызывает среди присяжных и в зале только смех. Зато на судей производит сильное впечатление тот факт, что герой не проронил ни слезы на похоронах своей матери, а значит, его можно характеризовать как жестокого человека, который не достоин жизни. Его приговаривают к смертной казни. В последней главе в камеру к Мерсо приходит священник, пытаясь пробудить в нем веру в Бога, но тот отказывается от иллюзий загробной жизни, он впервые за все время повествования выходит из полусонного состояния, впадая в буйное неистовство.

Цитаты из "Постороннего" Камю помогают нам лучше понять главного героя, его мысли, поступки. Ведь несмотря на свое равнодушие к окружающим, даже к родным и близким, он остается максимально честным человек, никогда не пытается притворяться, когда окружающее общество заставляет его испытывать чувства, которых у него в действительности нет, как на похоронах матери, когда он не плачет, потому что давно смирился с ее кончиной и расставанием. Эта особенность главного героя характеризуется историей, которую он находит на обрывке газеты.

Однажды я нашел на нарах под соломенным тюфяком прилипший к нему обрывок старой газеты — пожелтевший, почти прозрачный. Это был кусок уголовной хроники, начала не хватало, но, по-видимому, дело происходило в Чехословакии. Какой-то человек пустился из родной деревни в дальние края попытать счастья. Через двадцать пять лет, разбогатев, с женой и ребенком он возвратился на родину. Его мать и сестра содержали маленькую деревенскую гостиницу. Он решил их удивить, оставил жену и ребенка где-то в другом месте, пришел к матери — и та его не узнала. Шутки ради он притворился, будто ему нужна комната. Мать и сестра увидели, что у него много денег. Они молотком убили его, ограбили, а труп бросили в реку. Наутро явилась его жена и, ничего не подозревая, открыла, кто был приезжий. Мать повесилась. Сестра бросилась в колодец. Я перечитал эту историю, наверно, тысячу раз. С одной стороны, она была неправдоподобна. С другой — вполне естественна. По-моему, этот человек в какой-то мере заслужил свою участь. Никогда не надо притворяться.

В повести "Посторонний" Альбера Камю, цитаты из которой приведены в этой статье, можно отыскать немало мыслей, которые позволяют лучше разобраться в идеях автора.

Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день.

Ложь — это то, к чему все мы ежедневно прибегаем с целью облегчить себе жизнь.

В сущности, нет такой мысли, к которой человеку нельзя привыкнуть.

"Чума"

В 1947 году Камю написал свой самый известный роман под названием "Чума", за который в основном и получил Нобелевскую премию по литературе спустя десять лет. В романе рассказывается о ситуации в городе Оране в Алжире, охваченном чумой. Ужасная эпидемия толкает жителей в пучину смерти и страданий.

Рассказчик - доктор Риэ, который в своей жизни привык признавать исключительно факты. Он стремится в точности изобразить происходящие события, не увлекаясь художественными особенностями. Риэ до последнего стремится выполнить свой долг врача, помогая больным даже ценой собственной жизни. Он борется с конкретной болезнью и со злом в мире вообще. Вокруг него оказывается много людей, которые воспринимают зло по-другому. Например, Тарру считает, что зло - неотделимое от человека понятие, поэтому болезнь в своем сердце носит любой, даже здоровый человек.

По Камю, добрые, честные и открытие люди в состоянии победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как некую категорию, существующую в мироздании. Из-за этого в самом финале романа, когда горожане праздную освобождение от страшной болезни, которая отступила от города, когда на это уже никто не рассчитывал, Риэ не спешит радоваться. Он убежден, что это лишь временная радость.

... Возможно, наступит день, когда на горе людям чума разбудит крыс и пошлет их умирать на улице счастливого города.

С такими мыслями доктор смотрит на ликующую толпу.

О чем роман "Чума"?

Как признавался сам автор, "Чума" рассказывает в аллегорической форме историю европейского сопротивления против "коричневой чумы" - фашизма. Естественно, этим пластом содержание произведения не исчерпывается.

Камю стремился распространить образ чумы в целом на бытие. Утверждая, что чума в его романе - это не только фашизм, а вообще зло, которое свойственно бытию и никогда от него неотделимо. Чума должна осмысливаться читателем, как форму существования зла в этом мире, в тоже время становиться трагической судьбой, которая способна сократить переход самого автора от одинокого бунта к сообществу, чью борьбу необходимо разделять и поддерживать, должна происходить эволюция в направлении к солидарности и сочувствию.

Роман написан в жанре хроники, что позволяет подчеркнуто объективно подбирать лексику, ограничиваться яркими и эмоциональными высказываниями, изложение событий представлено максимально сдержанно, к ним практически нет авторских комментариев. Перед читателем преимущественно сухие факты.

Безусловно, это и роман-притча, смысл которого намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В нем угадывается вневременной и общечеловеческий подтекст. В философском смысле его можно даже позволить себе рассматривать как некий авторский монолог, во время которого отдельные персонажи воспроизводят всевозможные версии мировоззрения писателя. Если подходить к произведению в таком смысле, то это одновременно разговор с самим собой, что при этом не лишает ключевых персонажей ярких индивидуальных черт, а также можно проследить за мотивацией, совершаемых ими поступков.

Стиль романа подчеркивает развитие творческой манеры самого Камю. Он стремится соблюдать традиции жанра, распространенного в современной интеллектуальной прозе, стараясь сохранить универсальность содержания. Роман "Чума" - аллегория, который многие сравнивают с "Библией" или древними мифами, но в отличие от притч прошлых веков, которые преимущественно тяготели к прямолинейным и весьма однозначным аллегориям, в произведении Камю можно отыскать смысловую многозначность. В этом случае роман становится уже надкультурным явлением, которое можно поставить в один ряд с "Котлованом" Андрея Платонова, "Процессом" Франца Кафки, "Моби Диком" Германа Мелвилла.

В то же время "Чума" - это роман-предостережение и роман-предупреждение, который пытается обезопасить человечество от неизбежного зла.

Цитаты из "Чумы" Камю являются наглядными иллюстрациями этих идей.

Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо.

Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают.

Когда разражается война, люди обычно говорят: "Ну, это не может продлиться долго, слишком это глупо". И действительно, война - это и впрямь слишком глупо, что, впрочем, не мешает ей длиться долго.

Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами.

Стыдно быть счастливым одному.

"Падение"

В 1956 году в свет выходит повесть Камю "Падение". В ней он затрагивает важные темы вины, невиновности, бессмысленности человеческого существования и свободы. Камю пытается утверждать, что главная и первостепенная цель человеческого существования в том, чтобы привести читателю и любого человека к осознанию того, что жизнь - это сплошной абсурд.

Интересно, что стиль, в котором написано это произведение, напоминает "Записки из подполья" Федора Михайловича Достоевского. Камю пользуется тем же приемом, что и классик русской литературы, это поток сознания.

Многие современники высоко оценили это творение прозаика. Например, его коллега Жан-Поль Сартр утверждал, что это наименее понятное, но в тоже время самое красивое произведение Камю. "Падению" Сартр посвятил отдельную хвалебную речь.

В центре повествования в этой книге оказывается рядовой адвокат по имени Жан-Батист Кламанс. Недавно он ушел в отставку, когда у него была своя практика, он специализировался на защите самых обездоленных - вдов и сирот. Теперь он живет в Амстердаме, регулярно посещает местный бар "Мехико-Сити".

Кламанс убежден, что все жители Европы заняты только одним: удовлетворением своих собственных потребностей, а также поиском наслаждений, он точно и емко описывает происходящее вокруг, утверждая, что "вся Европа блудит". Именно так он характеризует всех без исключения современных людей, которые его окружают.

Большую часть своего времени Кламанс посвящает тому, чтобы изобличать общественные пороки. Не забывает он и про себя, считая богатых людей, которые живут в достатке, как он сам, но при этом никогда не помогают неимущим, саддукеями. Сам он считает, что в последнее время изменился, отмечая, что в человеческом обществе на смену честолюбию пришла алчность, это ему было всегда смешно.

Кламанс занят самокопанием, рефлексией и самоизобличением, причем делает это с определенной доли юмора и самоиронии, не забывая про хвастовство. Свою роль в обществе он определяет, как человека, который внушает окружающим его людям доверие, все благодаря искреннему и приятному смеху и энергичному открытому рукопожатию. Все это главный герой повести Камю считает крупными козырями.

Представление главного героя начинает меняться, когда он с каждым днем все более явственно начинает понимать, что в действительности оказался на стороне преступников. Люди, которых он пытается защитить, отъявленные злодеи, которых он считает ни в чем не виновными. Кламанс понимает, что если теперь признает, хотя бы только для себя самого, их вину, то ему придется и себя немедленно причислить к этому преступному сообществу.

Все меняется для главного героя, когда он проходит мимо тонущей женщины, делая вид для окружающих и себя, что ничего не видит и не слышит. А ведь он раньше считал себя уважаемым человеком, ему, как авторитетному и известному в обществе адвокату, даже вручили орден Почетного легиона. Вся повесть в действительности оказывается публичным покаянием, исповедью, которую ведет главный герой. Сам Кламанс изначально определяет себя с помощью емкого, но не очень распространенного понятия "судья на покаянии".

"Падение" стало одним из самых заметных и известных произведений Камю после публикации романа "Чума". Ни одно крупное произведение ему закончить не удалось. Недописанный роман "Первый человек" был опубликован в 1994 году. Посмертно была опубликована и еще одна повесть автора - "Счастливая смерть".

Право, у наших возлюбленных есть кое-что общее с Бонапартом: они всегда думают одержать победу там, где все терпели поражение.

Иной раз я думаю, а что скажет о нас будущий историк? Для характеристики современного человека ему будет достаточно одной фразы: "Он блудил и читал газеты". Этим кратким определением тема, смею сказать, будет исчерпана.

Так уж скроен человек, дорогой мой, это двуликое существо: он не может любить, не любя при этом самого себя.

Иной раз яснее разберешься в человеке, который лжет, чем в том, кто говорит правду. Правда, как яркий свет, ослепляет. Ложь, наоборот, – легкий полумрак, выделяющий каждую вещь.

С возрастом каждый приобретает тот облик, какого заслуживает.

Цитаты из "Падения" Камю, приведенные выше, ярко иллюстрируют, что хотел донести автор до читателя в повести, написанной всего за несколько лет до его смерти.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.