Как объяснить ребенку умножение: объяснение, понятие принципов умножения, игровой вариант обучения, поиск закономерностей и легкие запоминания в виде рифмы

Когда ребенок идет в школу, большинство родителей думает, что учителя с легкостью научат их чадо всему, что потребуется: будь то умножение, правописание или иностранные языки. Однако, как показывает практика, это далеко не так. Дети еще в самом первом классе сталкиваются с такой проблемой, как непонимание программы, и это абсолютно естественное явление. В основном трудности в начальной школе возникают с математикой, в частности, с умножением и/или делением.

математика в школе

Конечно, в учебной программе этому важному разделу во всех точных науках отводится довольно много времени, но порой и его бывает недостаточно. В таком случае родителям приходится брать дело в свои руки и учить ребенка всему самостоятельно уже дома, чтобы их чадо в дальнейшем имело возможность справляться с более сложными заданиями.

Причины непонимания

Чтобы решить проблему, в первую очередь нужно разобраться в причине и устранить ее.

В большинстве случаев трудности возникают из-за банальной невнимательности ребенка. Детям в столь юном возрасте тяжело концентрироваться на чем-то одном более десяти минут, поэтому они часто отвлекаются на различные мелочи.

Также часто бывает такое, что ребенок стесняется переспрашивать у учителя, боясь показаться глупее, чем он есть на самом деле, в глазах педагога или своих сверстников. В таком случае следует поговорить с ним и дать понять, что в уточнении некоторых деталей, неясных ему после объяснения материала, нет ничего постыдного и никто его за это ругать не будет. Наоборот, чаще всего учителя поощряют такое поведение.

Обучаемость ребенка зависит от его природных данных, заложенных генами, его усидчивости и готовности учиться. Многим детям не даются точные науки, так как от рождения у них более выражена склонность к естественным и гуманитарным. Но, увы, в школе нет возможности выбора предметов для изучения, поэтому рано или поздно объяснить своему чаду математику придется.

Итак, после выяснения причины возникает следующий вопрос: "Как объяснить ребенку умножение самостоятельно?"

Подготовка

Для начала необходимо сделать распечатку таблицы умножения Пифагора или же собственноручно нарисовать ее. Обязательно именно такую, ведь обычными примерами не удастся объяснить ребенку сам принцип. Таблица Пифагора выглядит так, как показано на картинке:

Таблица Пифагора

Объяснение

Пусть юный учащийся самостоятельно попробует найти закономерность. Рекомендуется постараться не думать о том, как объяснить ребенку умножение, а расслабиться и превратить это занятие в увлекательную игру.

Приступая к изучению этого раздела математики, дети давно знакомы с простейшими действиями, такими как сложение и вычитание. Объясняя ребенку, как же работает умножение, нужно пользоваться самым легким примером. Следует разобраться, что фраза "умножить число пять на число три" или же "пятью три" означает то же самое, что и "пять плюс пять, плюс пять". Также необходимо записать в виде цифр, чтобы ребенок мог это визуализировать:

5 × 3 = 5 + 5 + 5.

Если школьник спросит, зачем усложнять и придумывать что-то новое, ведь можно пользоваться только сложением, следует объяснить ему, что в математике существуют и большие числа, складывать которые будет долго и ненадежно. Умножение - кратчайший путь для таких ситуаций.

В случае, если ребенок не понимает принцип работы таблицы, нужно показать ему, что числа, расположенные горизонтально, умножаются на числа, располагающиеся вертикально, а там, где они пересекаются - нужный ответ. Главное - не сбиться и по невнимательности не ошибиться, посмотрев в соседнюю клеточку.

Родители учат дочь

Не стоит оказывать давление на ребенка

Когда возникает вопрос о том, как легко объяснить ребенку таблицу умножения, ответ один - никак. Здесь требуется много времени и терпения, ведь для школьника это все в новинку.

Не стоит ожидать, что на следующий день после того, как родители узнали, как объяснить ребенку умножение, он сразу же научится находить в голове произведения любых чисел.

Следует учить потихоньку, сначала разбирать умножение на одно число, затем на другое. Например, в первый день лучше заняться вопросом: "Как объяснить ребенку таблицу умножения на два?"

Родители учат детей

Тут все очень легко. Нужно дать понять, что число надо удвоить, то есть сложить его с самим собой. Настоятельно рекомендуется как проговаривать выражения вслух, так и записывать их в виде числовых значений. Например:

Шесть умножить на два (шестью два) означает столько же, сколько и шесть плюс шесть:

6 × 2 = 6 + 6.

Так же нужно поступать и с остальными числами. Легче всего решить, как объяснить таблицу умножения на такое число, как девять. Существует давняя уловка. Для этого понадобятся лишь пальцы на обеих руках. К примеру, необходимо умножить девять на три. Для решения этого выражения нужно просто загнуть третий по счету палец, и посмотреть, сколько осталось перед ним, а сколько после.

При умножении на три до загнутого пальца их будет два, а после - семь. Первое число означает десятки, а второе единицы. Значит, ответом будет являться двадцать семь. После этого следует проверить данный способ на более сложных выражениях, например сколько будет девять умножить на восемь (девятью восемь)?

От перестановки множителей произведение не меняется

Один из ключевых моментов в вопросе о том, как объяснить ребенку умножение - не забыть рассказать ему про данное известное всем правило. Тогда ученику станет предельно ясно, что совсем не обязательно изучать всю таблицу, достаточно будет лишь ее половины. Следует, как и в предыдущих случаях, не забыть проговорить данное правило устно и записать его в числовой форме. Например:

Пять умножить на восемь (пятью восемь) - то же самое, что и восемь умножить на пять (восемью пять);

5 × 8 = 8 × 5.

Повторение

шпаргалка для школьников

Как уже было сказано выше, на вопрос о том, как правильно объяснить ребенку таблицу умножения, ответ - время и терпение. Следует повторять изученный материал изо дня в день, по возможности в игровой форме.

Нельзя давить на ребенка, кричать на него и ругать, если он чего-то не понимает. Лучше спокойно сесть и еще раз все ему терпеливо объяснить.

Игры

Существует множество игр, способных помочь ребенку лучше понять принципы умножения и показать его в действии на наглядном примере. Педагоги, составляющие эти игры, не понаслышке знают, как правильно объяснить ребенку умножение, поэтому этот способ один из самых легких и надежных:

  • К примеру, проверяется знание таблицы умножения на четыре. Родитель пишет: 16, 24, 26, 28, 32, 36. Ребенок должен сказать, на какое число эта таблица умножения, какое в списке лишнее и каких не достает (12, 20 и так далее).
  • Родитель вырезает из бумаги продукты и пишет на них примеры. Ребенку необходимо распределить их так, чтобы ответы шли от меньшего к большему, и тогда он узнает, в каком порядке следует класть ингредиенты в салат, суп или прочие блюда (на усмотрение родителя).
  • Вырезаются карточки размером три на четыре сантиметра, сверху пишутся выражения, снизу - ответы. Ребенку нужно подставить, к примеру, листочек с верным ответом на него, и так до конца игры по принципам настоящего домино.
обучение ребенка

Стихи

Так же для легкого запоминания существует такой вариант, как стихи - рифмы заучиваются гораздо проще цифр. Например, дети хорошо запоминают строфы, написанные Андреем Усачевым:

2x3

Сел петух до зари На высокий шест: - Кукареку! Дважды три, Дважды три — шесть!

2х4

В пирог вонзилась пара вилок: Два на четыре — восемь дырок.

2x5

Двух слонов решили взвесить: Дважды пять — получим десять. То есть весит каждый слон Приблизительно пять тонн.

2x6

Повстречался с раком краб: Дважды шесть — двенадцать лап.

2x7

Дважды семь мышей - Четырнадцать ушей!

2x8

Осьминоги шли купаться: Дважды восемь ног — шестнадцать.

2x9

Вы видали подобное чудо? Два горба на спине у верблюда. Стали девять верблюдов считаться: Дважды девять горбов — восемнадцать.

3x3

Кофе пили две букашки И разбили по три чашки. Что разбито, то не склеить… трижды три — выходит девять.

3x4

Целый день твердит в квартире Говорящий какаду: - Трри умножить на четырре, Трри умножить на четырре… Двенадцать месяцев в году.

3x5

Школьник стал писать в тетрадь: Сколько будет «трижды пять»?.. Был он страшно аккуратен: Трижды пять — пятнадцать пятен!

3x6

Стал Фома оладьи есть: Восемнадцать — трижды шесть.

3x7

Трижды семь — двадцать один: На носу горячий блин.

3x8

Прогрызли мыши дыры в сыре: Трижды восемь — двадцать четыре.

3x9

Трижды девять — двадцать семь. Это нужно помнить всем.

4x4

Четыре милых свинки плясали без сапог: Четырежды четыре — шестнадцать голых ног.

4x5

Четыре ученых мартышки Ногами листали книжки… На каждой ноге — пять пальцев: Четырежды пять — двадцать.

4x6

Шла на парад Картошка-в-мундире: Четырежды шесть — двадцать четыре!

4x7

Цыплят считают под осень: Четырежды семь — двадцать восемь!

4x9

У Бабы Яги сломалась ступа: «Четырежды восемь» — тридцать два зуба! - Беж жубов ей нечем есть: - Четырежды девять — «тридцать шешть»!

5x5

Вышли зайцы погулять: Пятью пять — двадцать пять.

5x6

Забежала в лес лисица: Пятью шесть — выходит тридцать.

5x7

Пять медведей из берлоги Шли по лесу без дороги - За семь верст кисель хлебать: Пятью семь — тридцать пять!

5x8

Влезть сороконожке Трудно на пригорок: Утомились ножки - Пятью восемь — сорок.

5x9

Встали пушки на пригорок: Пятью восемь — вышло сорок.

Пушки начали стрелять: Пятью девять — сорок пять.

5x9

Если лаптем щи хлебать: Пятью девять — сорок пять… Будет этот лапоть Всем на брюки капать!

6x6

Шесть старушек пряли шерсть: Шестью шесть — тридцать шесть.

6x7

Шесть сетей по шесть ершей - Это тоже тридцать шесть. А попалась в сеть плотва: Шестью семь — сорок два.

6x8

Бегемоты булок просят: Шестью восемь — сорок восемь…

6x9

Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет - Пятьдесят четыре.

7x7

Дураков не жнут, не сеют, Сами нарождаются: Семью семь — сорок девять… Пусть не обижаются!

7x8

Раз олень спросил у лося: - Сколько будет семью восемь? - Лось не стал в учебник лезть: - Пятьдесят, конечно, шесть!

7x9

У семи матрешек Вся семья внутри: Семью девять крошек - Шестьдесят три.

8x8

Пылесосит носом Слон ковры в квартире: Восемь на восемь - Шестьдесят четыре.

8x9

Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять — семьдесят два

9x9

Свинка свиненка решила проверить: - Сколько получится «девять на девять»? - Восемьдесят — хрю — один! - Так ответил юный свин.

Деление

Не менее сложным занятием будет понять, как объяснить ребенку с умножением деление.

Тут работают такие же правила, как и при обучении предыдущему действию: терпение, время, постоянные повторения и игры, помогающие в легкой ненавязчивой форме понять ребенку, что из себя представляет такой процесс в математике, как деление.

Как и в предыдущем случае, следует начать с основ и объяснить принципы. Деление - обратный процесс умножению. Допустим, есть такая задача:

28:7

После того, как ребенок поймет, что ответом здесь будет четыре, так как 7 x 4 = 28, можно переходить к следующему примеру. Так же следует это проговаривать:

"Двадцать восемь разделить на семь равно четыре, так как произведение этих чисел будет равно делимому".

Обязательно нужно объяснить, что такое делимое, делитель и частное, чтобы в дальнейшем не возникло путаницы.

Ученики в школе

Когда ребенок научится умножать и делить, его отношения с математикой заметно улучшатся и в будущем он уже не будет бояться браться за более сложные задачи. Главное для родителей - быть рядом в течение всего обучения и поддерживать, а там, где юный ученик не может справиться самостоятельно, терпеливо наставлять и подсказывать.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.