Как назвать случай повествования со стороны факта, хронологии, выраженность его в закономерности действий и в развитии отображаемых событий, неслучайности их?
Фабула - это прежде всего литературная традиция построения произведений. Изначально сам термин обозначал жанр, переводится как "сказка", "басня", затем перерос в основу литературного текста.Фабула в русской традиции
Традиционность фабулы, её развитие начиналось с фольклора, мифов. В русской литературе чаще всего под этим термином подразумевался сюжет. Фабула - композиция, структура - изучалась русскими литературоведами-формалистами и на долгие годы отождествились оба этих понятия. Не принимали они во внимание динамику образного отражения жизни. Однако писатель в первую очередь создаёт основу - фактические события в произведении, тщательно отбирая разные явления (вымысла или действительности - не так важно), которые сюжет будет только обрабатывать как главную повествовательную тему. Сюжет же - всего лишь решение проблемы, которую представляет фабула. Это не сырой материал, это нерушимая основа, созданная традицией. Поэтому не вполне честно делить произведения на сюжетные и фабульные по количеству виражей сюжетостроения.
Фабула в историческом развитии
Историей в каждом её периоде создана собственная фабула, это непреложный факт. Отличаются мифологические, утопические, романтические, сказочные, реалистические и какие угодно ещё фабулы. Темы их многообразны и неисчерпаемы. А вот далее идут уже конкретные особенности сюжетных линий. Однако фабула - это не то, что может произвольно меняться и прирастать формами, классификация и учёт присутствуют здесь безотлучно, поскольку имеется в виду общечеловеческая ценность, вненациональное сокровище искусства. Множество фабул живёт одновременно во всех землях, слегка видоизменяясь благодаря фольклору, но основной костяк сохраняя целым и невредимым. Например, сказка о Золушке насчитывает более трёхсот пятидесяти национальных вариантов.
Основные виды фабул
Мифологические фабулы, олицетворяющие взаимоотношения дня и ночи, то есть тьмы и света, зимы, весны, лета и осени, то есть тепла и холода, столкновения неукротимых сил природы и изощрённости человеческого разума. Басенные фабулы состоят в наделении флоры и фауны человеческими качествами, откуда и возникают определённые коллизии, и навсегда останутся живы эти архетипы: "наглая рыжая морда" - хитрая лиса, глупая мартышка, тупой осёл и т.д. Сказочные фабулы, напротив, расширяют человеческую природу до слияния с космосом и животным миром, что тоже рождает особенности и закономерности коллизий с участием упырей, русалок и волкодлаков.
Бытовая фабула
Основанная на местных обычаях фабула (пример из самых красноречивых - "Мёртвые души" Гоголя), называемая бытовой, имеет древнейшее происхождение. Покупка мёртвых душ и последствия этого действия - гораздо ближе к нашим временам, хотя тоже уже неизмеримо далеко от понимания правдивости подобных коллизий. Однако трудно придумать фабулу остроумнее, особенно, если учесть, что торговля людьми была в то время вполне естественным явлением, абсолютно прозаическим и никому с точки зрения литературы не интересным. Родиной же фабульного романа оказалась отнюдь не Россия. Диккенс, Вуд, Коллинз, Эллиот взросли и утвердились на чисто английской черте бытовой фабулы - права наследования. А Конан Дойль черпал детективный подвид её же, обессмертив своего Шерлока Холмса.