Уже и не сосчитать, сколько было проведено разноплановых исследований, изучающих позитивное воздействие классической музыки на психологическое, эмоциональное и даже физическое развитие человека. В особенности полезна классика для детей.
Важно знать, как, когда и как долго лучше слушать музыку. Прежде всего, имеет значение то, насколько источник музыки будет удалён от ребёнка. Минимальное расстояние должно составлять один метр. Не стоит усердствовать с громкостью звучания, она не должна превышать громкость обычной разговорной речи. Специалисты рекомендуют слушать классику 1-2 раза в сутки по 15-30 минут. Спокойные композиции и колыбельные включают на 5-10 минут после того, как малыш поест, а более быструю, энергичную музыку – за 5-10 минут до кормления.Тем не менее данные рекомендации являются общими. Классика для детей чрезвычайно полезна, но важно, чтобы музыка нравилась и самому ребёнку, соответствовала его эмоциональному состоянию и настроению. Если вы заметите, что кроха начинает уставать от музыки, она мешает ему, раздражает – лучше сменить композицию или вовсе прекратить сеанс прослушивания. Возможно, в какие-то дни малыш вообще не будет настроен на прослушивание классики, а в другие, напротив, будет часами наслаждаться музыкальным сопровождением. Наблюдайте за его поведением и старайтесь создать наиболее комфортные условия.
Существует целая наука – музыкотерапия, которая изучает, как влияют звуки разнообразной музыки на человека и, в частности, то, насколько полезной является классика для детей. Разумеется, даже у самых маленьких слушателей есть свой вкус – вы заметите, что какие-то произведения ребёнку нравятся больше остальных, а под другие он становится капризным, раздражённым. Однако в целом, в зависимости от того, какой эффект вы хотите получить, будет зависеть и выбор композиций.
К примеру, для успокоения и снятия эмоционального напряжения эксперты рекомендуют использовать ту музыку, где присутствуют звуки скрипки, флейты и фортепиано. В качестве примера можно привести «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Лунный свет» Клода Дебюсси», вторую часть «Симфонии №6» Л. Бетховена, «Аве Марию» Шуберта и «Колыбельную» Брамса.Если вам нужна классика для детей, способная поднять общий жизненный тонус, повысить активность и улучшить самочувствие малыша в целом, тут как нельзя лучше подойдет третья часть «Шестой симфонии» П. Чайковского и марш из балета «Щелкунчик». Можно поэкспериментировать и включить «Венгерскую рапсодию №2» Ф. Листа, «Прелюдию 1, опус 28» Шопена либо бетховеновскую «Увертюру Эгмонд».
Малышам, которые плохо и беспокойно спят, часто просыпаются, специалисты советуют включать медленную музыку с четким ритмом. Яркими примерами тому являются «Грёзы» Шумана, «Танец феи Драже» и «Утро» П. Чайковского, «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, а также «Мелодия» Глюка.
Повышение внимания и сосредоточенности также присутствует в списке эффектов, которые оказывает на сознание классика. Музыка для детей, которая идеально подойдёт в этом случае – «Свет Луны» Клода Дебюсси, цикл «Времена года» П. Чайковского и «Симфония №5» Мендельсона.
Если у ребёнка болит голова, попробуйте поставить ему «Симфонию №40» либо «Дон Жуана» Моцарта, «Сюиту Маскарад» Арама Хачатуряна, «Венгерскую рапсодию №1» Ференца Листа или же «Фиделио» Бетховена.
Молодым мамочкам прослушивание классической музыки тоже будет чрезвычайно полезным. В частности, для улучшения лактации и процесса кормления в целом лучше всего подойдут произведения Вивальди, Моцарта, Баха, Чайковского и Шуберта. Оптимальный вариант – те, что написаны в темпе allegro либо allegro moderato. В качестве примера можно привести «Аллегро Модерато» Моцарта, «Маленькую симфонию» и «Времена года» Вивальди, вальс «Спящая красавица» Петра Чайковского, «Музыкальный момент» Шуберта.В интернете часто предлагается специальным образом аранжированная классика для детей. Моцарт, Бетховен, Бах и другие гении мира музыки предстают в совершенно другом свете. Звуки, понятные и приятные ребёнку, можно слушать хоть целый день – такое сопровождение не будет утомлять малыша и поможет ему в процессе познания окружающего мира и самого себя.