Корона Российской империи - символ величия и процветания
Большая императорская корона была изготовлена в 1762 году по приказу Екатерины II специально для ее коронации. Эта корона стала главным символом императорской власти в Российской империи. Ее надевали на коронации всех последующих российских императоров вплоть до отречения Николая II. Корону украшают более 5000 драгоценных камней. Однако главное украшение - это огромная редкая шпинель ярко-красного цвета массой 398,72 карата. Этот камень венчает корону.
История создания короны в 1762 году
Созданию Большой императорской короны предшествовала аудиенция Ивана Бецкого, который в 1763 году станет президентом Императорской Академии искусств. На встрече с императрицей Екатериной II четыре дня спустя после государственного переворота присутствовала только княгиня Екатерина Дашкова. Бецкой упал на колени перед Екатериной с вопросом: «Кому же Вы обязаны своим возвышением на престол?!». Императрица ответила: «Богу и своим верным подданным». Тогда Бецкой сорвал с себя орден Александра Невского и заявил, что это он подкупил и подговорил гвардейцев совершить переворот.
Екатерина успокоила Бецкого словами: «Коль скоро я вам обязана короной, то кому, как не вам, поручить приготовление всего, что я надену во время коронации? Отдаю в ваше распоряжение всех ювелиров империи». Коронация была назначена на 22 сентября, поэтому на подготовку оставалось только два с половиной месяца. Экарту было поручено создание новых регалий — скипетра и державы. Ему выдали золото и серебро на общую сумму в 86 тыс. рублей.
С просьбой нарисовать эскиз будущей короны Бецкой сначала обратился к Позье. Его вариант сильно напоминал корону Анны Иоанновны и выглядел очень громоздко. Когда Экарт увидел эскиз Позье, он в гневе разорвал его. Швейцарец создал свою элегантную версию короны с изогнутыми полусферами, соединенными небольшой дугой. Благодаря ажурному каркасу весь венец получился довольно легким.
Когда каркас был готов, инкрустацию камней поручили Позье. Он использовал свой оригинальный метод: сделал восковую модель и опробовал разные варианты расположения бриллиантов, чтобы максимально выигрышно показать каждый камень. В работе ему помогали ювелиры из Австрии и француз Ороте. Также в создании участвовали русские мастера Иван Естифеев, Иван Липман и Иван Никифоров.
Корона была закончена в срок к 22 сентября. Екатерина II осталась очень довольна и сказала, что «как-нибудь сможет удержать эту тяжесть» на голове в течение 4 часов церемонии. Бецкой лично занимался премиями мастерам, однако Экарт получил гораздо меньше всех.
Новая корона резко контрастировала с «барочностью» украшений эпохи Елизаветы и стала проявлением новой стилевой тенденции раннего классицизма. Она отличалась лаконичностью форм, сдержанностью цветовой гаммы, акцентом на натуральной красоте бриллиантов.
Описание внешнего вида и символики короны
Большая императорская корона состоит из двух эллипсовидных полусфер, соединенных небольшой дугой. Полусферы разведены в стороны и сильно загнуты к основанию, благодаря чему корона кажется компактной. Между полушариями на дуге размещен православный крест с огромной красной шпинелью. Каркас короны сделан из серебра, он легкий и ажурный. Снаружи корона покрыта бриллиантами, а изнутри обита красным бархатом. Высота венца вместе с крестом 27,5 см, диаметр основания 64 см, общий вес чуть меньше 2 кг.
Для инкрустации использовано 5012 камней: 4936 бриллиантов и 75 жемчужин общим весом около 3600 карат. Кроме того, в короне закреплена уникальная шпинель весом 398 карат. Общая стоимость драгоценностей по оценке 1865 года составляла 824 тысячи рублей. Символика императорской короны восходит к византийским традициям. Две полусферы олицетворяют Восток и Запад, объединенные под властью русского царя. Лавровый венок внизу - символ славы и побед, а дубовые листья между полушариями - символ прочности и стабильности империи.
Сдержанность оформления, отсутствие пестрых красок и акцент на блеске алмазов отражали новую эстетику раннего классицизма. При этом шпинель, традиционный для православия красный камень на кресте, отсылала к византийским и допетровским традициям оформления регалий.
Главное украшение - уникальная шпинель
Главным украшением Большой императорской короны является огромная шпинель весом 398,72 карата. Этот редкий драгоценный камень ярко-красного цвета размещен в центре креста между полусферами. В 1762 году по приказу Бецкого эту шпинель поместили в корону. До начала XIX века шпинель путали с рубином или другими красными камнями, в старых российских описях их всех называли «лалами». Лишь в 1922 году комиссия академика Ферсмана установила, что в короне закреплена именно благородная шпинель.
Этот камень находится в оправе из мелких бриллиантов розового и желтого нацвета, образующих вокруг него сияющий ободок. Благодаря своим размерам, редкому цвету и уникальной огранке шпинель является главным визуальным акцентом всей композиции короны. К сожалению, со временем огромный вес камня стал деформировать серебряный каркас. Поэтому во время реставрации 1985 года изнутри была сделана специальная опора-мостик, которая теперь поддерживает шпинель и не дает ей проваливаться.
Эта шпинель уникальна не только размерами, но и своей историей. В 1920 году стоимость одного этого камня оценивалась в £100 тысяч фунтов стерлингов по курсу того времени. До сих пор точно неизвестно происхождение этой шпинели, но ее появление в российской короне сделало ее по-настоящему легендарной.
История короны после 1917 года
После революции 1917 года судьба Большой императорской короны, как и других регалий Романовых, оказалась под вопросом. В 1920 году все коронные ценности были переданы в ведение специально созданного Гохрана. В 1922 году комиссия академика Александра Ферсмана оценивала собрание и разделила все предметы на три категории. Корону оценили в 52 миллиона долларов и отнесли к высшей категории в силу исторической ценности.
Однако в 1920-30-е годы из-за хронического дефицита валюты советское правительство тайно продавало часть конфискованных драгоценностей за границу, несмотря на их историческую значимость. Целью было получение средств на индустриализацию. Существуют версии, что в 1920 году восемь камней из Большой императорской короны отдали в залог ирландскому правительству, а в 1922 году пытались тайно вывезти и продать саму корону в Китае. Оба раза скандальная огласка этих фактов вынудила отменить сделки.
Окончательный запрет на вывоз коронных ценностей за границу был наложен Сталиным примерно в 1934 году. С тех пор все драгоценности, включая Большую императорскую корону, хранятся в Алмазном фонде на территории Московского Кремля. В 1998 году корона получила особый правовой статус как неотчуждаемая федеральная собственность, которая никогда не может покинуть Кремль или быть продана. Она является уникальным историко-культурным достоянием России, подлежащим бережному сохранению и изучению.
Корона в культуре и искусстве России
После 1917 года изображение Большой императорской короны как символа «проклятого царизма» было под запретом. Лишь с наступлением Хрущевской оттепели в 1950-60-е годы ее образ снова появился в искусстве.
Одним из первых фильмов, где фигурировала корона, стала третья серия «Неуловимых мстителей». Для съемок была изготовлена точная копия с бриллиантами из страз. Эту корону потом использовали во многих отечественных фильмах. К 250-летию короны в 2012 году смоленские ювелиры изготовили ее реплику со стразами и рубеллитом вместо шпинели. Эта копия выставляется для обозрения вместо хранящегося в секретном хранилище оригинала.
Также существует миниатюрная копия короны, выполненная ювелиром Фаберже в пасхальном яйце 1885 года по заказу Александра III. Это стало первым императорским заказом Фаберже и положило начало его блестящей карьере. Сегодня изображение Большой императорской короны часто можно увидеть на ювелирных изделиях, сувенирах, открытках. Она является узнаваемым символом Российской империи и ее величия в XVIII-XIX веках.
Корона как национальное достояние России
Большая императорская корона является не только исторической реликвией, но и символом национальной гордости России. Это подлинное произведение ювелирного искусства мирового уровня, созданное талантливыми мастерами разных стран по заказу российского императорского двора.
Корона демонстрирует высочайшее ювелирное мастерство и богатство Российской империи в XVIII веке. В ней собраны лучшие на то время камнесеченые технологии, самые редкие материалы, драгоценные камни невиданных размеров, такие как уникальная шпинель. Помимо историко-культурной и материальной ценности, Большая императорская корона имеет огромную символическую значимость для России. Она олицетворяет могущество и величие Российской империи, преемственность исторических традиций. Ее образ широко используется как персонификация России.
Сегодня корона хранится и экспонируется в строго охраняемом помещении Московского Кремля, куда организуются экскурсии. Этот шедевр декоративно-прикладного искусства по праву считается национальным достоянием и гордостью России.