Владимир Маяковский. "Ода революции"
Величайшее событие в истории России двадцатого века, радикальным образом изменившее её существование, не могло не найти своего отражения в творчестве хоть сколько-нибудь значимых художников, живших в эту переломную эпоху. Но для некоторых из них эта тема стала доминирующей.
Певец революции
У многих деятелей культуры существует свой устоявшийся образ в общественном сознании. Согласно традиции, сформировавшейся в советский период истории, имя поэта Владимира Маяковского неразрывным образом связано с образом русской революции. И для подобной взаимосвязи имеются очень веские основания. Автор стихотворения "Ода революции" отдал её воспеванию всю сознательную жизнь. Он делал это яростно и самозабвенно. И в отличие от многих своих коллег по литературному цеху, Маяковский не кривил душой. Творения, выходившие из-под его пера, шли от чистого сердца. Это было написано талантливо, как и всё, что создавал Маяковский. "Ода революции" - одно из его ранних произведений. Но оно отнюдь не ученическое, поэт проявил себя в нём как уже сформировавшийся мастер. У него свой стиль, своя образность и своя экспрессия.
Что увидел Маяковский? "Ода революции" - ужас или восторг?
Это стихотворение написано в 1918 году по горячим следам революционных событий. И только на первый взгляд оно представляется однозначно восторженным. Да, поэт всей душой принимает свершившуюся революцию. Её неизбежность он чувствовал и предрекал ещё в самых первых своих литературных опытах. Но даже поверхностный анализ стихотворения Маяковского "Ода революции" не позволяет игнорировать кричащих противоречий, которые видит автор в вихре происходящих событий. Грандиозность творящегося переустройства мира только подчёркивается, казалось бы, совсем неуместными прилагательными, которыми награждает Маяковский происходящую революцию - "звериная", "детская", "копеечная", но при этом, вне всякого сомнения, "великая". Восторг перед процессом рождения нового мира никоим образом не отменяет те ужасы и мерзости, которые при этом происходят. Читая Маяковского, трудно не вспомнить известное изречение вождя мирового пролетариата о том, что "революции не делаются в белых перчатках". Ленин знал, о чём говорил. А поэт знал, о чём писал. Свои образы он черпал не из романтических мечтаний, а из окружающей реальности.
Владимир Маяковский, "Ода революции". Анализ стилистических особенностей
Первое, чем обращает на себя внимание это произведение, - это рваный поэтический ритм и, вроде бы, хаотический поток образов. Вот только в подобных композиционных построениях нет ни хаоса, ни случайности. Всё, что проходит перед мысленным взором, гармонично подчиняется поэтической логике. Это стихотворение неплохо иллюстрирует то, чем прославился ранний Маяковский. "Ода революции" - одно из его программных произведений. Принято считать, что многие характерные стилистические приёмы Маяковский заимствовал у европейских поэтов-футуристов начала века. Но даже если согласиться с этим утверждением, нельзя не отдать ему должное в том, с каким виртуозным блеском этот набор заимствованных особенностей применён в русской поэзии. До появления в ней Маяковского подобный синтез казался просто невозможным.
От футуризма к соцреализму
Только ли о событиях 1917 года написал в своём произведении Маяковский? "Ода революции" даёт нам основания для более широкого истолкования этого стихотворения. В нём есть и очевидный философский смысл. Оно повествует о переменах в обществе и о цене этих перемен. Читая произведения этого поэта, совершенно несложно заметить тот простой факт, что так до него не писал практически никто. В русской литературе Владимир Маяковский - это поэт-новатор и поэт-революционер. Его образная система, поэтическое мышление и выразительные средства открыли магистральный путь развития не только для русской поэзии двадцатого века, но и для многих эстетических сфер, непосредственно с ней не связанных. Влияние творчества Маяковского легко проследить и обнаружить во многих произведениях искусства, от живописи и графики до кинематографа включительно. Даже когда в тридцатые годы советская власть калёным железом выжигала всё, что отклоняется от генеральной линии партии, включая футуризм и все прочие "-измы", значение творческого наследия Маяковского никто не смог поставить под сомнение. Его приписали к классикам социалистического реализма. Поэт уже ничего не мог на это возразить по причине отсутствия в этом мире.
Гибель поэта
Много раз сказано о том, что "революция пожирает своих детей". Именно это и приключилось с Маяковским. Трудно найти другого творца, который бы столь самозабвенно посвятил себя одной теме, "наступая на горло собственной песне". "Ода революции" была далеко не единственным произведением поэта о ней. Но после победы восстания Маяковский оказался совершенно неуместен и невостребован новой властью. Он подвёл итог своей жизни одной пулей.