Развитие педагогических навыков. Тема по самообразованию воспитателя детского сада: выбор, составление плана работы
План по самообразованию является неотъемлемой частью дополнительного развития педагогических навыков. Некоторые воспитатели несколько негативно относятся к его составлению. Они считают, что это ненужная деятельность, пустая трата времени, в то время как хотелось бы просто заниматься с детьми. Однако, по мнению опытных работников дошкольных учреждений, план способствует систематизации деятельности воспитателя, отражает эффективность проводимых мероприятий. Кроме того, его составление помогает выработать тактику дальнейшего взаимодействия с детьми. В составе плана присутствует программа методических занятий на будущий год.
Этапы составления
Работа по составлению плана разделяется на несколько стадий. В процессе работник дошкольного учреждения должен ответить для себя на ряд вопросов, поставить определенные задачи перед собой, понять пути их достижения.
- Необходимо обосновать причины, по которым была выбрана та или иная тема по самообразованию воспитателя детского сада.
- Какая была проведена предварительная работа?
- Как выбранная тема самообразования воспитателя ДОУ коррелирует с главными целями и задачами самого учреждения?
- Какие были сделаны методические наработки сотрудником в процессе своей деятельности?
- Следует оценить полезность изученных методик и программ, а также систематизировать рекомендации, которые были приняты на заметку и учтены.
- Как применялась теория на практике? Необходимо определить, в каких формах осуществлялось взаимодействие с детьми вне занятий, на самих занятиях, при проведении совместных мероприятий с родителями.
- Необходимо оценить результат проведенной работы, понять, какова динамика развития детей, сделать соответствующие выводы.
- Обязательным условием успешной работы является понимание перспектив дальнейшей деятельности.
Какие сложности могут возникнуть в процессе составления плана?
Основной трудностью в данной работе является выбор темы. Как правило, ее дает старший воспитатель либо методист. Однако работник дошкольного учреждения может выбрать ее самостоятельно. В этом случае необходимо определиться, в каком направлении будет происходить развитие навыков в ближайшие несколько лет. Тема по самообразованию воспитателя детского сада должна быть актуальной и иметь практическое значение для улучшения педагогического процесса. Молодым специалистам, имеющим небольшой опыт, можно проверить готовность к совершенствованию своих навыков по карте Коджаспировой.
Примерные темы самообразования воспитателей
- Творческое развитие. В рамках этого направления может быть выбрана, например, такая тема по самообразованию воспитателя детского сада: "Техники нетрадиционного рисования: виды и методы".
- Роль семьи. Это направление включает в себя множество тем. Например: "Роль семьи в развитии любознательности и познавательных интересов", "Формирование гуманистической позиции у родителей при взаимодействии с ребенком", "Развлечения и праздники с привлечением родителей как форма эстетического развития ребенка".
- Экологическая культура. В рамках этого направления может быть выбрана, например, такая тема по самообразованию воспитателя детского сада: "Формирование начал экокультуры у дошкольников".