Развитие педагогических навыков. Тема по самообразованию воспитателя детского сада: выбор, составление плана работы

План по самообразованию является неотъемлемой частью дополнительного развития педагогических навыков. Некоторые воспитатели несколько негативно относятся к его составлению. Они считают, что это ненужная деятельность, пустая трата времени, в то время как хотелось бы просто заниматься с детьми. Однако, по мнению опытных работников дошкольных учреждений, план способствует систематизации деятельности воспитателя, отражает эффективность проводимых мероприятий. Кроме того, его составление помогает выработать тактику дальнейшего взаимодействия с детьми. В составе плана присутствует программа методических занятий на будущий год.

Этапы составления

Работа по составлению плана разделяется на несколько стадий. В процессе работник дошкольного учреждения должен ответить для себя на ряд вопросов, поставить определенные задачи перед собой, понять пути их достижения.

  1. Необходимо обосновать причины, по которым была выбрана та или иная тема по самообразованию воспитателя детского сада.
  2. Какая была проведена предварительная работа?
  3. Как выбранная тема самообразования воспитателя ДОУ коррелирует с главными целями и задачами самого учреждения?
  4. Какие были сделаны методические наработки сотрудником в процессе своей деятельности?
  5. Следует оценить полезность изученных методик и программ, а также систематизировать рекомендации, которые были приняты на заметку и учтены.
  6. Как применялась теория на практике? Необходимо определить, в каких формах осуществлялось взаимодействие с детьми вне занятий, на самих занятиях, при проведении совместных мероприятий с родителями.
  7. Необходимо оценить результат проведенной работы, понять, какова динамика развития детей, сделать соответствующие выводы.
  8. Обязательным условием успешной работы является понимание перспектив дальнейшей деятельности.

Какие сложности могут возникнуть в процессе составления плана?

Основной трудностью в данной работе является выбор темы. Как правило, ее дает старший воспитатель либо методист. Однако работник дошкольного учреждения может выбрать ее самостоятельно. В этом случае необходимо определиться, в каком направлении будет происходить развитие навыков в ближайшие несколько лет. Тема по самообразованию воспитателя детского сада должна быть актуальной и иметь практическое значение для улучшения педагогического процесса. Молодым специалистам, имеющим небольшой опыт, можно проверить готовность к совершенствованию своих навыков по карте Коджаспировой.

Примерные темы самообразования воспитателей

  1. Творческое развитие. В рамках этого направления может быть выбрана, например, такая тема по самообразованию воспитателя детского сада: "Техники нетрадиционного рисования: виды и методы".
  2. Роль семьи. Это направление включает в себя множество тем. Например: "Роль семьи в развитии любознательности и познавательных интересов", "Формирование гуманистической позиции у родителей при взаимодействии с ребенком", "Развлечения и праздники с привлечением родителей как форма эстетического развития ребенка".
  3. Экологическая культура. В рамках этого направления может быть выбрана, например, такая тема по самообразованию воспитателя детского сада: "Формирование начал экокультуры у дошкольников".

Комментарии