Можно много говорить о хоккее, спорить о его достоинствах и недостатках, болеть за любимые команды или отдельно за понравившихся спортсменов. Победы и поражения в этом виде спорта служат источником сильнейших эмоций как для самих игроков, так и для болельщиков. А олимпийские медали, очки и голы на чемпионатах мира вызывают чувства, которые порой невозможно передать и описать.
К людям, оставившим яркий след в истории мирового хоккея, принадлежит и Александр Могильный. Это как раз тот случай, когда вид спорта становится не только любимым занятием, развлечением и страстью. Он становится всей жизнью человека.
Биография хоккеиста
Родился Александр Геннадиевич Могильный в городе Хабаровске 18 февраля 1969 года. Еще с малых лет родители помогли Саше встать на лед. Живя вместе с родителями в Южном микрорайоне, он должен был довольно далеко добираться в Первый микрорайон, где располагался клуб «Юность». Его тренер Валерий Дементьев смог разглядеть в парне способности к хоккею. Несмотря на то что по возрасту Саша был на два года младше положенного, он зачислил паренька в свою команду.
В пятнадцатилетнем возрасте он перебрался тренироваться в Москву по приглашению спортивного клуба ЦСКА. Показывая хорошие результаты и немалые способности, парень не остался не замеченным тренерами этого клуба. Вскоре он был приглашен играть в составе юношеской команды ЦСКА.
Первые результаты
Уже в 1988-м году Могильный – хоккеист, добившийся в девятнадцатилетнем возрасте необыкновенных результатов в своей работе. На этот момент он является заслуженным мастером спорта. В этом же году на Олимпиаде в Калгари шайба, забитая Могильным, оказалась решающей в финальном матче с канадцами. А ведь Александр до последнего момента не был уверен в том, что войдет в основной состав олимпийской сборной, хотя и выкладывался на тренировках во всю силу. Однако, как выяснилось впоследствии, на Олимпиаду он попал первый и последний раз.
В 1989 году парень стал лучшим нападающим молодежного чемпионата мира, а также трехкратным чемпионом Советского Союза, еще раз доказывая свой талант и железный характер. А стиль Могильного заставил по-новому посмотреть весь мир на советский хоккей.
Предыстория побега
В конце 1988-го на Аляске в Анкоридже во время мирового молодежного чемпионата произошла встреча молодого хоккеиста с тренером-селекционером клуба «Баффало Сейбрз» Доном Люсом. Он предложил Александру свою визитную карточку, уточнив, что по этим контактным телефонам с ним можно связаться в любое время. Именно эта встреча способствовала последующим событиям в жизни молодого хоккеиста.
Еще на Олимпийских играх в Калгари Могильный привлек к себе внимание «Баффало Сейбрз» красивыми забитыми шайбами и голевыми передачами. Мнения тренеров клуба сошлись на том, что немногие советские хоккеисты отличаются необычным катанием и показывают незаурядную, своеобразную игру. Но Могильный является именно таким.
Хоккейный беженец
В мае 1989 года в Стокгольме окончание пятьдесят третьего чемпионата мира по хоккею проходило под победные возгласы в честь советской сборной. Вся команда с хорошим настроением ожидала самолета для возвращения в Москву, когда официальным лицам поступил звонок о побеге Александра Могильного. Эта новость прозвучала для всех как гром среди ясного неба. Радостное возвращение домой было испорчено. Тренер сборной Виктор Тихонов не сразу поверил этой новости. Ведь еще недавно Саша просил помочь ему с квартирой в Москве, чтобы можно было перевезти своих родителей и невесту в столицу. Однако факты свидетельствовали о другом. Поэтому и тренер, и вся команда были уверены, что Могильный не смог устоять перед заманчивыми денежными суммами, которые зарабатывают американские звезды НХЛ.
Непростое решение
Исчезнув из Стокгольма, молодой хоккеист не сразу присоединился к желанному «Баффало Сейбрз». Ведь его поступок и будущую жизнь в Соединенных Штатах Америки руководству клуба нужно было оправдать перед президентом Национальной хоккейной лиги Джоном Зиглером и иммиграционными властями.
Въезд Могильному на территорию страны был разрешен временно. Для получения же постоянного разрешения ему нужно было представить иммиграционному центру убедительные политические мотивы бегства из Советского Союза.В свою очередь, для Национальной хоккейной лиги Александр Могильный мог представлять очередное серьезное препятствие в отношениях с СССР при заключении контрактов с хоккеистами.
В нужное время, в нужном месте
В течение предыдущих нескольких лет американские команды прикладывали максимум усилий для пополнения своих рядов перспективными игроками из СССР. Иногда переговорные процессы длились годами. Это на себе испытали такие советские хоккеисты, как Вячеслав Фетисов, при переговорах с клубом «Дэвилз», Владимир Крутов и Игорь Ларионов - с командой «Ванкувер Кэнакс». Первым игроком, который получил разрешение на выезд и работу в «Калгари Флэймз», стал Сергей Пряхин.
Могильному, можно сказать, повезло, так как его бегство произошло в момент потепления взаимоотношений между спортивными организациями Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Поэтому, по расчетам американских представителей, поступок парня не должен был дать веских причин для беспокойства и особых осложнений между отношениями двух стран. Ведь решение о бегстве принималось игроком, соответственно, и ответственность за возникшие последствия будет лежать на нем же.
Повод для бегства
Хоккеист увидел за границей другие жизненные устои, и все негативные моменты, накопившиеся в душе Саши за период игры в СССР, прорвались наружу. Естественно, что парню захотелось нормальной человеческой жизни, не сдавливаемой жесткими оковами.
Однако на прошение о получении разрешения на работу и о политическом убежище в Соединенных Штатах Америки Александр Могильный решился не сразу. Ключевым толчком стало известие о подготовке на него уголовного дела о дезертирстве из рядов Советской армии. И тогда парень обдуманно решил изменить свое будущее.
Представители клуба «Баффало Сейбрз» Дон Люс и Михан по окончании чемпионата специально прибыли в Стокгольм для встречи с Александром. Чтобы Могильный смог улететь в Нью-Йорк, а потом в Баффало, ему в двухдневный срок были сделаны все необходимые документы. Дальше предстояло преодоление одного из главных препятствий для молодого парня - изучение английского языка.Национальная хоккейная лига спустя некоторое время все же поддержала контракт «Баффало Сейбрз» с молодым хоккеистом из СССР. На это решение повлияла и довольно пассивная реакция Советской федерации, которая в этой истории нашла и свои выгоды.
«Изменник» родины
У Могильного получилось заключить контракт с американским клубом, поэтому домой он так и не вернулся, вопреки ожиданиям его родственников. А в Советском Союзе из-за этого тем временем начался невероятный скандал. Саша считался практически изменником родины, который не оправдал оказанного ему доверия. Его родители предстали в то время в образе «врагов народа», и дома им жилось не легче, чем их сыну в чужой стране.
Однако по прошествии некоторого времени страсти утихли. И Могильный стал неким первопроходцем в Национальную хоккейную лигу. Ведь после него за океан начали выезжать многие хоккеисты СССР, причем происходило это официальным путем и без политического окраса.
Жизнь на чужбине
Уже то, что Могильный прибыл в Америку не супергероем, а беглецом, говорит о его дальнейшей несладкой жизни. О хоккеисте не выходили восторженные статьи в газетах и журналах, его не приглашали в различные американские телешоу. Даже интервью журналистам для него было недоступным из-за незнания английского языка и боязни агентов КГБ. Двад
цатилетний хоккеист, покидая родину, сжег за собой все мосты, а жизнь должна была продолжаться.Фил Хаусли – защитник «Сэйбрз», взял под свою опеку молодого парня. Он больше других замечал, каким несчастным выглядел Могильный. Хоккеист очень часто, когда вся команда веселилась, сидел в сторонке с грустным лицом. Ведь он постоянно скучал по своим родным.
И тем не менее, преодолевая многогранные культурные и жизненные преграды, в том числе и отличия американского стиля игры в хоккей, Александр нашел в себе силы начать новую жизнь.
Александр Великий
В конце восьмидесятых годов «Баффало» представлял собой клуб среднего уровня. Хоккей в команде был малопривлекательным и не особо отличался хитрыми комбинациями. В составе игроков отсутствовали грамотные, профессиональные и знаменитые хоккеисты.
Постепенно у Саши наладилось взаимопонимание с парнями из команды.
Особенно слаженно пошла игра, когда в клубе появился Пэт Лафонтен. Он и Могильный замечательно сыгрались. В начале 90-х эту парочку прозвали «динамическим дуэтом». С момента прихода Лафонтена их совместный труд принес 39 заброшенных шайб. А после сезона 1992-1993 г.г. благодаря блестящей работе Могильного о «Баффало» серьезно заговорили как о возможном победителе в Кубке Стэнли.За сравнительно небольшой отрезок времени Александр, которого в Америке прозвали Великим, забросил 76 шайб, сделал 51 передачу и добыл 127 очков. Кроме того, пятидесятая шайба им была заброшена в сорок шестом матче сезона. Однако он не смог попасть в клуб «50 голов за 50 матчей», куда входили известные хоккеисты Морис Ришар, Бретт Халл, Уэйн Гретцки, Марио Лемье и Майк Босси. Причиной послужил тот факт, что «Баффало» играл уже пятьдесят третий матч сезона.
Тем не менее седьмое место среди лучших бомбардиров Америки занял Александр Могильный. Фото молодого хоккеиста снова замелькало в прессе. Ведь он, являясь россиянином, стал первым лучшим снайпером Национальной хоккейной лиги, а его «российский рекорд» не побит и сегодня.
Взлеты и падения
Однако, добившись больших достижений в хоккее, Могильный столкнулся и с разочарованиями. Александр показывал отличную игру в плей-оффе и даже набрал десять очков за семь матчей. Но в третьем поединке форвард сломал ногу. Эта травма серьезно повлияла и на следующую игру команды. Потерпев поражение от «Монреаля», «Баффало» окончил свой путь к Кубку Стэнли.
Не восстановившись полностью, Могильный отыграл еще два сезона в ставшей родной команде. Однако из-за нерезультативности его обменяли в «Ванкувер», где он в первом же сезоне забросил пятьдесят пять красивых шайб. Но за великолепным взлетом опять последовали травмы и неудачи. И лишь в 2001 году произошло событие, о котором мечтают не только мировые, но и российские хоккеисты. Могильный тоже не является исключением. Находясь в составе «Нью-Джерси», он смог заработать восемьдесят три очка в регулярном сезоне, благодаря чему команда выиграла Кубок Стэнли.Александр Великий за шестнадцать сезонов, отыгранных в НХЛ, шесть раз удостаивался права на участие в Матче звезд. В 2011-м его избрали в Зал славы «Баффало Сэйбрз».
Сегодня же Александр Могильный со своей женой и двумя сыновьями живет во Флориде. Но свою родину он не забывает. Работая помощником президента клуба «Амур» в Хабаровске, он по несколько раз в год прилетает в Россию.