Как сделать словообразовательный разбор слова в русском языке

Словообразование – неотъемлемая часть языка. Без него не было бы новых слов, профессиональных жаргонов, названий новых изобретений и многого другого. Без словообразования современный язык не был бы настолько богат и удобен для общения, многие слова не канули бы в лету, не стали бы историзмами. Благодаря этому процессу наша повседневная речь усложняется и совершенствуется. Именно поэтому нужно знать законы словообразования и уметь делать словообразовательный разбор слова.

Немного теории

Словообразование (деривация) – процесс создания новых, зачастую более сложных слов из более простых. Этот процесс является неотъемлемой составляющей такой науки, как лингвистика. В разделе словообразования слова делятся на первичные (из которых получают новое слово) и производные (которые получаются при помощи словообразования). Словообразование - сложный процесс, и именно поэтому для него есть несколько методов. О них (или некоторых из них) мы и поговорим в этой статье, а в итоге узнаем, как произвести словообразовательный разбор слова и многое другое. Кроме того, мы узнаем намного больше того, что говорили нам в школе, на уроках русского языка. И, может быть, вы сможете объяснить ребёнку то, что не смог доходчиво объяснить учитель.

Сложение двух основ

В современном мире из-за обилия слов и их спецификации всё чаще используется такой метод словообразования, как сложение двух основ. Чаще всего это сложение происходит так: у двух слов, например, "вода" и "проводить", выделяется корень. Получается: "вод" и "провод". Эти корни соединяются при помощи соединительной гласной «о». Получается новое слово: "водопровод", означающее систему сооружений, чаще всего находящуюся под землёй, доставляющую воду от места «добычи» в места её потребления. Это один из самых простых методов словообразования.

Сложение основы и слова

Разумеется, есть способы и посложнее, чем первый. Допустим, сложение основ и целого слова. Возьмём слово «гидроэлектростанция» и разобьём его на основы. «Гидр», «электр» и «станция». Как вы видите, гласные «о» являются соединительными, от слова «электричество» взяли только корень «электр» (от "электрон"). А вот слово "станция" осталось полноценно жить в данном производном. Так с помощью словообразовательного разбора слова можно определить способ его образования.

Аббревиация

Часто мы используем в своей речи аббревиатуры, а не целые слова. Например, название организаций, учебных заведений и даже стран. Например, "МГУ" – Московский Государственный Университет. Этот способ называется буквенной аббревиацией, т. е. при произнесении аббревиатуры мы обязаны проговаривать буквы слова. Однако есть и звуковая аббревиация, например, "НАТО", "ООН" и "вуз". При такой аббревиации мы произносим звуки, а не буквы. Создание аббревиатур тоже поможет в словообразовательном разборе слова.

Субстантивация

Не стоит бояться этого термина, ведь субстантивацией называют всего лишь такое свойство слов, как переход из одной части речи в другую. Например, "мороженое" (как существительное и как прилагательное), "выходной" (то же самое), "зубной", "жаркое" и т. д. Стоит отметить, что в русском языке переход обычно совершается как раз между существительными и прилагательными. Разумеется, морфемный и словообразовательный разбор слова, которое перешло из одной части речи в другую, будет изменяться.

Приставочный

Этот способ мы знаем ещё со школьной скамьи. "Бежал – прибежал", "шёл – отошёл", "дорожный – придорожный" и т. д. Здесь всё просто и понятно. К основе слова добавляется приставка со значением приближения, неполноты действий, близости к предмету и т. п. Часто приставочным способом образуются прилагательные (непричастный - причастный) и местоимения (нигде - где).

Суффиксальный

Обычно эти два способа словообразования изучаются параллельно. Часто этим способом образуются существительные (от глаголов) и такие части речи, как причастие и деепричастие. Например: "положение – положить" и "бегущий – бежать". Здесь, чтобы не путаться, можно выучить суффиксы разных частей речи. Это поможет вам сделать словообразовательный разбор слова и разбор по составу намного быстрее и легче. Например, словообразовательный разбор слова «карманный» будет таким: "карманный –карман" (при помощи суффикса прилагательного -н-).

Приставочно-суффиксальный

Один из самых сложных способов словообразования. Ведь здесь нужно смотреть не только на производное слово, но и на лексическое значение каждой из его морфем. Например, слово «поморье», образовано от слова «море». А вот «приморский» образовано от «морской», а уже оно от «море». Вот такая сложная словообразовательная цепь. Но понять её довольно просто: если слово без приставки или суффикса отдельно не употребляется, тогда способ образования – приставочно-суффиксальный. Если же слово может спокойно существовать без приставки, но с суффиксом, то способ приставочный. Если слово употребляется без суффикса, но с приставкой, то способ суффиксальный. Это всё, что нужно запомнить и уяснить.

Бессуффиксный

Поговорим о таком способе словообразования, как бессуффиксный. Этим способом в русском языке образовано немало имён существительных. Разумеется, они образовываются от глаголов. Каким образом? Возьмём глагол «насыпать» и уберём окончание «ть» и суффикс глагола «а». У нас останется имя существительное женского рода, третьего склонения «насыпь». То есть бессуффиксный способ образования – способ, при котором у глагола отсекается окончание и суффикс, а в итоге получается существительное. Так образованы существительные: "загар" и "просека". Но этим способом имена существительные могут образовываться и от прилагательных, например: "глубь", "тишь", "интеллектуал" и т. д.

Усечение корня

Тут тоже всё понятно. "Танцевальный + пол = танцпол". То есть в этом способе слово отрезается до голой косточки - корня - и в таком виде живёт. Ничего необычного, сложного или специфического. Часто этот способ используется для создания жаргонных слов: "преподаватель – препод", "доктор - док" и т. д. Это, пожалуй, самый простой способ появления на свет новых слов.

Как сделать словообразовательный разбор слова?

После того как мы разобрали основные способы словообразования в русском языке (а те, что мы описали, действительно, лишь основные, а не все способы), нужно разобраться, как же делать словообразовательный разбор слова. Этим и займемся. Для того чтобы всё было понятней, в качестве примера сделаем словообразовательный разбор слова «растапливать». Все данные об этом слове будут помещаться в скобках каждого пункта.

Поэтапный план словообразовательного разбора

  1. Итак, для начала разбора определяем часть речи (в нашем случае это глагол).
  2. Разбираем слово по составу, то есть делим его на морфемы. («рас» - приставка, «тап» - корень, «л» - глагольный суффикс, «ива» - суффикс, «ть» - окончание).
  3. Теперь смотрим, может ли слово существовать без приставки (в нашем случае получается несуществующее слово «тапливать»).
  4. Определяем способ образования (у нас приставочно-суффиксальный).
  5. Составляем словообразовательную цепочку, то есть от какого слова образовано. Должно получиться то слово, которое осталось после отделения приставок, суффиксов и т. д. ("растапливать – топить").

Вот так, на несложном примере, легко и просто можно разобраться с тем, как делать словообразовательный разбор. Главное, знать все способы словообразования. Но на этом наш письменный урок не закончен.

Каких ошибок можно избежать, сделав словообразовательный разбор слова по составу?

Словообразовательный разбор поможет вам понять, какая перед вами часть речи, и не сделать ошибку по невнимательности. Например, всем известно правило, что в суффиксах –ан- и –ян- у прилагательных пишется одна буква –н-, а у полных страдательных причастий, образованных от глагола совершенного вида, пишется две буквы -нн-. Если же вы составили словообразовательную цепь, то вам сразу станет понятно, что же за часть речи перед вами, и вы не сделаете глупой ошибки.

Как ни странно, словообразование тесно связано и с пунктуацией. Это опять же касается прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Ведь предпоследние выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова, а последние – всегда.

Словообразовательная цепочка поможет вам определить и значение слова, а это, в свою очередь, позволит облачить его в грамотную, стилистически нейтральную конструкцию, органично вписать в текст и искусно обыграть слово. Это очень поможет вам при составление речей для публичного выступления и красивой, уверенной речи в повседневной жизни. Ведь у каждой морфемы есть своя смысловая нагрузка, которую она несёт. И забывать об этой важной роли приставок и суффиксов никак нельзя.

Интересные факты о словообразовании

Существует слово, которое нужно произносить три с половиной часа! А для того, чтобы его записать, нужно сто восемьдесят девять тысяч восемьсот девятнадцать знаков алфавита (букв). Это название одного из белков титана. Упрощенное название этого белка читается сравнительно просто и быстро: коннектин.

Английский язык официально признан самым богатым языком в мире. В нём насчитывается четыреста девяносто тысяч слов и ещё триста тысяч профессиональных и технических терминов. Это в несколько раз больше, чем в любом другом языке мира. Учитесь образовывать новые слова у англичан, дамы и господа!

Существуют аспектные словари, которые отражают морфемный состав слова, всевозможные частные признаки этого слова, включая его словообразовательную производность. Вот бы всем такой словарь! Тогда бы проблем с написанием слов и получением оценок ни у кого не было.

И в заключение хотелось бы сказать...

Как вы видите, словообразование – важнейший раздел русского языка, незнание которого может привести к элементарным и даже смешным ошибкам из раздела орфографии, пунктуации, лексики и даже стилистики.

Учите и любите свой родной язык! Не делайте глупых ошибок!

Комментарии