Словообразовательная цепочка сложных слов. Как правильно построить словообразовательную цепочку? Примеры словообразовательных цепочек
Получить навык того, как правильно построить словообразовательную цепочку, очень важно. Это умение позволит проследить последовательность создания новой речевой единицы и в дальнейшем избежать грубых ошибок.
Производное и производящее слова
Все новообразованные речевые элементы в русском языке имеют производную основу. Словообразовательная цепочка сложных слов выстраивается на основе самой простой – производящей (мотивирующей) единицы. Она является базовой. Все вновь образованные слова являются производными (мотивированными). Это правило сохраняется во всех случаях образования новых речевых единиц.
Мотивированное слово имеет более сложную структуру в отношении к производящему. Это находит отражение в семантическом, морфологическом и стилистическом аспектах.
Рассмотрим словообразовательные цепочки – примеры производных и производящих элементов:
- Стакан <= под-стакан-ник, где стакан – мотивирующая единица. Подстаканник – производная.
- Бить <= вы-бить, где бить – производящее слово. Выбить – мотивированное.
Непроизводное (немотивированное) слово
В русском языке есть речевые единицы, которые не образованы от других слов, имеющих тот же корень. Про такие формы говорят, что они имеют непроизводную основу. Словообразовательная цепочка слова, имеющего немотивированную основу, может быть образована с такой единицей только следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей <= мотивированная форма. То есть базовым является слово, наиболее простое по составу.
Немотивированные речевые единицы, как правило, состоят из одного корня. Например: брат, стул, день.
Что такое словообразовательная цепочка
Мельчайшей единицей словообразования является производящая форма. На ее основе выстраиваются все связанные элементы. Словообразовательная цепочка представляет собой последовательность речевых форм, имеющих один корень. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего. То есть данная последовательность имеет иерархическую структуру.
Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим.
Рассмотрим пример. В цепочке ткать<= ткач<= ткачиха «ткач» является производным по отношению к «ткать», тогда как по отношению к «ткачиха» оно является мотивирующим.
Для чего нужна словообразовательная цепочка
Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усваивания.
Для формирования умения и закрепления навыков построения последовательностей уместно выполнять различные задания типа:
- составить словообразовательную цепочку заданного слова;
- найти производящую форму;
- определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность;
- выявить мотивирующую основу;
- определить, сколько словообразовательных цепочек в данном гнезде.
Словообразовательные гнезда
С помощью словообразовательных цепочек, объединяющих однокоренные единицы речи с общим смысловым значением, может быть составлена еще одна последовательность. Ее называют гнездом. Это самое обширное понятие в системе построения новых лексических форм.
Словообразовательные гнезда – это совокупность цепочек, объединяющих речевые единицы с общим смысловым значением. Важно учитывать не только общий корень, но и факт семантической близости. Вершиной словообразовательного гнезда является самая простая единица. Только выделив простейшее в ряду однокоренных речевых элементов, можно определить, сколько последовательностей на основании него можно построить.
Например, словообразовательная цепочка: лицо <= обезличить <= обезличивать образует гнездо с вереницей: лицо<= лицевой<= облицовывать. Речевая единица «лицо» является производным в данном гнезде.
Способы словообразования
Для того чтобы не допускать ошибок при составлении словообразовательных цепочек, следует понимать, каким образом в русском языке происходит построение новых речевых элементов.
Выделяют несколько способов:
1. Сложение. Новая единица образуется путем присоединения основы одного слова к основе другого (или большего количества основ). Различают следующие способы:
- производящая основа + соединительная гласная + мотивирующее слово: газ-о-силикатный, полн-о-гласие. В некоторых случаях соединительная гласная может отсутствовать: Калининград;
- производящая основа+производящая основа: диван-кровать, юбка-клеш, унтер-офицер;
- производящая основа+производящая основа+суффикс: голово-лом-к-а;
- аббревиация: образование сложных слов путем сложения полностью или частично усеченных основ: ВУЗ, комбат, завсклад.
2. Морфологический способ – при помощи аффиксов:
- суффиксальный (при помощи суффиксов): малин-ник <= малина;
- префиксальный (при помощи приставок); пере-бежа-ть <= бежать;
- постфиксальный (-то, -либо, -нибудь, -ся): женить-ся <= женить;
- комбинированные (приставочно-суффиксальный, суффиксально-префиксальный и др.)
3. Конверсия (морфолого-синтаксический способ). В данном случае слово не подвергается никаким изменениям. Процесс образования новой единицы осуществляется посредством перехода из одной части речи в другую.
- субстантивации – образование имени существительного из другой части речи: дневальный, работающие, бодрствующие;
- адъективация – образование прилагательного путем перехода из другой части речи: горящие глаза (сравните: горящие в печи угли);
- прономинализация (переход в местоимения): данный контекст, в одном городе;
- адвербиализация (переход в наречия): поступлю по-своему (сравните: действую по своему плану);
- переход в предлоги: благодаря счастливому случаю (сравните: благодаря его за помощь).
4. Лексико-семантический способ. Слово не меняет свою морфологическую структуру, приобретая другую смысловую нагрузку: лук (растение) – лук (оружие), кисть (для рисования) – кисть (рябины).
5. Лексико-синтаксический способ: слияние двух или более единиц в одну. Например: нижеперечисленные (перечисленные ниже), малоэффективный (мало эффективный).
Алгоритм составления словообразовательной цепочки
Для того чтобы понимать, как составить словообразовательную цепочку, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу.
- Поставить слово в начальную форму.
- Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень.
- Определить способ образования.
- Найти семантическое значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря).
- В ряду однокоренных единиц подобрать производящую со сходным значением.
Например, требуется найти производящее для слова «подстаканник».
Выделяем аффиксы и корень: под-стакан-ник, где под – префикс, ник – суффикс, стакан – корень. Префиксально-суффиксальный способ словообразования. Определяем семантическое значение: подстаканник – это предмет, который ставится под стакан. Значит производящим в данном случае будет выступать слово «стакан».
Примеры словообразовательных цепочек
Рассмотрим несколько примеров составления последовательностей.
Требуется словообразовательная цепочка со словом «развеселиться».
Согласно алгоритму:
- Начальная форма – «развеселиться».
- Выделяем аффиксы: раз-весел-и-ть-ся. Суффиксы: формообразующий -и-, неопределенной формы -ть-, постфикс возвратной формы глагола -ся. Префикс раз-. Корень -весел-.
- Определяем тип словообразования: нам удалось выделить формообразующие суффиксы и префикс. Значит, способ – приставочно-суффиксальный.
- Выделяем смысловую нагрузку речевого элемента: «развеселиться»: прийти в хорошее настроение, стать веселым.
- Способ словообразования – приставочно-суффиксальный. Ищем производящую единицу путем упрощения. Мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться» является невозвратный глагол «развеселить». Приставка раз- в данном случае имеет значение совершения действия с большой интенсивностью. Производящим словом глагола «развеселить» является более простой элемент «веселить», который образован, в свою очередь, от прилагательного «веселый». Таким образом, словообразовательная цепочка будет:
Веселый<=веселить<=развеселить<=развеселиться
Составить словообразовательную цепочку для существительного «засолка».
По алгоритму:
- Начальная форма – «засолка».
- Выделяем аффиксы и корень: за-сол-к-а. Префикс: за-, корень: -сол-, суффикс: -к-, флексия: -а.
- Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
- Определяем семантическое значение «засолка»: консервирование при помощи соли.
- Ищем более простое по составу производящее слово. Суффикс –к- указывает на то, что речевой элемент обозначает название действия и образовано от глагола. Словообразовательной парой к данному существительному является глагол «засолить». В свою очередь, приставка за- означает завершенность действия – глагол образован от более простой формы «солить». «Солить» - сделать что-то соленым при помощи соли. Производящее слово «соль». Словообразовательная цепочка будет вида:
Соль<=солить<=засолить<=засолка
Построить словообразовательную цепочку для прилагательного «непедагогичный».
Согласно алгоритму:
- Начальная форма – непедагогичный.
- Выделяем морфемы: не-падагог-ичн-ый. Приставка не-, корень –педагог-, суффикс -ичн-, флексия -ый.
- Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
- Определяем семантическое значение «непедагогичный»: не соответствующий нормам педагогики.
- Способ словообразования – префиксально-суффиксальный. Ищем более простую по морфемному составу единицу. Прилагательное «непедагогичный» образовано от той же части речи «педагогичный» при помощи приставки с отрицательным значением не-. Таким образом, производящей единицей в данной паре является слово «педагогичный». В свою очередь, прилагательное «педагогичный» образовано при помощи формообразующего суффикса -ичн- от существительного «педагогика». Данное слво является производным от более простого по составу существительного «педагог». Таким образом, производящей единицей (вершиной) этой последовательности является существительное «педагог». Словообразовательная цепочка выглядит следующим образом:
педагог<=педагогика<=педагогичный<=непедагогичный
Составить словообразовательную цепочку глагола «разгримироваться».
Выполняем последовательность действий согласно алгоритма:
- Неопределенная форма – «разгримироваться».
- Выделяем аффиксы: раз-грим-ирова-ть-ся. Префикс: раз-, корень: -грим-, формообразующий суффикс глагола -ирова- и аффикс неопределенной формы -ть, постфикс -ся.
- Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
- Определяем семантическое значение глагола «разгримироваться»: снять с себя грим.
- Способ словообразования – приставочно-суффиксальный, значит ищем более простую по морфемному составу единицу. Возвратный глагол «разгримироваться» образован от возвратного глагола «гримироваться» при помощи приставки раз- со значением аннулирования предшествующего действия. В свою очередь, возвратный глагол «гримироваться» - от невозвратного глагола «гримировать». Производящим словом глагола «гримировать» является непроизводное существительное «грим», которое и является вершиной данной последовательности. Словообразовательная цепочка представляет из себя следующую схему:
грим<=гримировать<=гримироваться<=разгримироваться
Следует обратить внимание
При составлении словообразовательных цепочек рекомендуется обратить внимание на следующие нюансы:
- нельзя путать словообразовательный и формообразовательный разборы. Последний направлен на выявление форм одного и того же слова. Например: бегу – бежишь – бежал. В то время как конечной целью словообразовательного анализа является цепочка новых лексических единиц;
- основа новообразованного речевого элемента, как правило, состоит из большего количества аффиксов, чем у мотивирующего. Например, в словообразовательной паре: зима<=зимний производящая основа включает один аффикс – корень -зим-, в то время как основа мотивированного слова состоит из корня -зим- и суффикса -н-.
- в речевых парах, обозначающих лица или названия животных мужского и женского пола, производящим словом, как правило, является существительное мужского рода. Например: ткач <=ткачиха; гусь<=гусыня;
- в парах, включающих в себя разные части речи – глагол, обозначающий отвлеченное действие, и существительное или прилагательное, указывающее на признак, производным словом, как правило, является имя существительное. Например: старый<=старость, печь<=выпечка;
- основная часть возвратных глаголов образована от невозвратных. Например: учить<=учиться, женить<=жениться;
- при словообразовании глаголов чаще всего работает следующая схема: непроизводный глагол несовершенного вида без приставки <=глагол совершенного вида с префиксом <=глагол с приставкой и суффиксом несовершенного вида: смотреть<=просмотреть<=просматривать, сеять<=засеять<=засеивать;
- в словообразовании наречий на -о производящей единицей, как правило, является прилагательное: хороший<=хорошо, бурный<=бурно.
Использование словарей при составлении словообразовательных цепочек
Даже при четком соблюдении алгоритма составление словообразовательных цепочек иногда вызывает определенные затруднения. В таком случае уместно воспользоваться словарями. Существуют специализированные издания, при помощи которых возможно подобрать однокоренные формы практически к любому речевому элементу. В них приведены словообразовательные цепочки – примеры с непроизводными единицами и со всеми его новообразованиями. Указываются способы и виды построения языковых форм.Также здесь можно найти подсказки, как сделать словообразовательную цепочку к тому или иному речевому элементу.
Непроизводные формы располагаются в пособии в алфавитном порядке. Наиболее полным изданием является «Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах.
Использование словарей помогает в выстраивании цепочек, а также способствует усваиванию новой лексики.