Развитие задатков и способностей – это основное направление работы современной психологической науки. Ученые, которые занимаются их изучением, не только углубляют свои знания по вопросу, но и дают рекомендации для родителей о методах формирования способностей у детей.
Общие ведомости
Задатки – это особенности нервной системы человека, они врожденные и устойчивые к влиянию внешних факторов. Все задатки имеют такие характеристики:
- Из них могут развиваться разные виды способностей.
- В зависимости от условий приобретают разные качества.
Прочность, скорость образования временных связей в нервной системе и особенности строения анализаторов и областей коры головного мозга непосредственно влияют на задатки. Что такое особенности индивида, можно сформулировать таким образом – это новообразования, которые развиваются на основе задатков. Это происходит только при условии осуществления деятельности и при благоприятных условиях.
Таким образом, можно утверждать, что проявление таланта к любому виду деятельности не зависит от обучения человека, а только от его генетики, на основании которой и формируются задатки.
Что такое виды и уровни способностей?
Все способности делятся на разные группы в зависимости от времени их образования или их направленности. Психологи выделяют природные и приобретенные способности. Основное их отличие в том, что в отношении первого вида ученые подтверждают, что все таланты появляются на основе задатков, а относительно второго - полностью опровергают эту теорию. Приобретенные – это те способности, которые формируются под непосредственным влиянием социума и окружающих условий.
По другой классификации, способность может быть:
- Общей или специальной. Первый вид контролирует развитие умственной деятельности, а также память, внимание и мышление. Второй – регулирует успехи человека в разных сферах деятельности.
- Теоретической или практической, в зависимости от типа мышления и доминирующего типа деятельности.
- Учебной или творческой. Первая помогает получать знания, вторая создавать произведения искусства.
Понимая, что такое задатки и способности, каждый человек может влиять на свою успешность в разных сферах деятельности
Развитие способностей
Для усовершенствования способностей необходимо учитывать такие особенности:
- Без включения в деятельность развитие невозможно.
- Формирование многогранных способностей возможно лишь при разнообразных по способу и содержанию действиях.
- Чем раньше будут созданы все условия для усовершенствования, тем лучше будет результат.
- Основные критерии саморазвития – трудолюбие и работоспособность.
- При формировании способностей следует уделить особое внимание воспитанию характера человека и его отношению к окружающим.
- Только при взаимодействии с окружающими можно раскрыть все задатки. Что такое угасание способностей, можно увидеть после чрезмерного «захваливания» человека.
Задатки - основа гениальности
Отвечая на вопрос «Что такое задатки человека?», нельзя не рассмотреть уровни, которых могут достичь люди:
- Одаренность – это критерии, заложенные у человека и помогающие ему выполнять работу в разных сферах. Она бывает общей интеллектуальной, академической, художественной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской или творческой.
- Мастерство – возникает после долгого периода формирования и проявляется в совершенном выполнении деятельности.
- Талант – проявляется после развития нескольких способностей и представляет собой их уникальное сочетание.
- Гениальность – это высшее проявление таланта. Встречается редко и является общечеловеческим достоянием.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод про задатки, что такое способности и их значение. Каждый человек может развить у себя одаренность и выработать мастерство, но возможно это только при поддержке социума и наличии интереса.