По сложности многие сравнивают теорию музыки с математикой, и какая-то доля правды в этом есть, ведь именно математика стала прародителем современной теории музыки. Даже на элементарном уровне музыкальной школы некоторые темы вызывают у учащихся множество вопросов, и одной из самых сложных для понимания тем являются характерные интервалы.
Интервалы в музыке
В музыкальной теории интервалом называют расстояние между двумя звуками, которое, в свою очередь, измеряется тонами и полутонами. Полутоном является самое близкое расстояние между звуками, то есть это соседние клавиши. Один тон равен 2 полутонам.
Любой интервал имеет тоновую и ступеневую величину, которые и определяют само понятие. Величина ступеневая определяет то, сколько ступеней находится между двумя звуками, а тоновая величина, в свою очередь, определяет количество тонов. Например, интервал ми-ля бемоль является уменьшенной квартой хотя по звучанию похож на большую терцию и энгармонически равен ей. Однако ступеней всего 4, а значит, это всё-таки кварта.
Что такое характерные интервалы
Прежде чем перейти к изучению такой сложной темы, следует познакомиться с ладами гармонического мажора и минора, так как эти 2 темы тесно связаны между собой. Итак, характерными называют интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре, обязательно при участии гармонической ступени. Характерными являются следующие пары:
- Увеличенная секунда - уменьшенная септима (ув.2 - ум.7).
- Увеличенная квинта - уменьшенная кварта (ув.5 - ум.4).
Эти интервалы интересны и сложны тем, что никогда не встречаются в натуральных ладах, причём следует быть внимательными: не путайте характерные интервалы и тритоны, это 2 абсолютно разные группы. Помните также, какие именно ступени в мажоре и миноре изменяются в гармоническом ладу:
- Гармонический мажор - пониженная 6 ступень.
- Гармонический минор - повышенная 7 ступень.
Мажорные интервалы
Первая пара характерных интервалов является общей и для мажорного, и для минорного лада. В гармоническом ладу увеличенная секунда и её обращение, уменьшённая септима, строятся на следующих ступенях:
- ув.2 - 6 ступень;
- ум.7 - 7 ступень.
На слух их обнаружить немного легче, чем тритоны. Характерные интервалы в мажоре создают довольно специфические созвучия, которые ни с чем не перепутаешь. К примеру, увеличенная секунда, то есть 6 и 7 ступени в гармоническом ладу, при постепенном гаммообразном движении создают некий восточный колорит, благодаря которому интервал легко узнаваем.
Что касается 2 пары, ув.5 и ум.4, её распознать и построить несколько сложнее, так как в мажоре и миноре она строится на разных ступенях. В этом и заключается сложность, которой пугают учащихся характерные интервалы. Сольфеджио требует максимальной концентрации внимания, дабы не упустить такую важную мелочь, как правильная ступень построения. Итак, в мажоре 2 пара интервалов строится на следующих ступенях:
- Ув.5 - 4 ступень.
- Ум.4 - 3 ступень.
Такая сложная структура построения обусловлена тем, что в мажоре в интервале должна присутствовать 4 ступень.
Минорные интервалы
Итак, сходства между гармоническим мажором и минором закончились, да и обусловлены были они только особенностями построения ув.2. Характерные интервалы гармонического минора строятся на следующих ступенях:
- ув.2 - 6 ступень;
- ум.7 - 7 ступень;
- ув.5 - 3 ступень;
- ум.4 - 7 ступень.
Построение интервалов в миноре и мажоре
Что касается построения интервалов в миноре от какого-либо звука, следует придерживаться следующей простой методики. Рассмотрим пример построения уменьшенной септимы. Сначала отсчитываем от звука 7 ступеней, а затем корректируем результат по количеству тонов: их должно быть 4,5. Теперь надо просчитать, в каких тональностях встречается данный интервал. Для этого следует принять этот звук за 7 ступень тональности, и вы получите мажорную и минорную тональность. К примеру, если ум.7 нужно построить от звука ми, то тональностями будут гармонические фа мажор и фа минор. По такой же методике строятся и остальные характерные интервалы. Сольфеджио располагает и другими способами, однако этот наиболее прост и понятен.
Разрешение характерных интервалов
Так как характерные интервалы являются диссонирующими и неустойчивыми, им обязательно необходимо разрешение в консонирующий и устойчивый интервал. Однако примите во внимание, что диссонанты могут разрешаться в любой консонанс, вне зависимости от того, устойчив ли он. Неустойчивый же интервал должен разрешаться только в устойчивый.
Изучение разрешения характерных интервалов следует на основе лада. Это обусловлено тем, что в музыке разрешение основывается именно на переходе неустойчивых звуков в устойчивые. По этой причине, чтобы разрешить интервал, необходимо знать тональность, в которой он был построен.
Разрешение характерных интервалов в точности совпадает с разрешением неустойчивых звуков. Если оба звука неустойчивы, то они переходят в ближайшие устойчивые, согласно принципу тяготения. Если же один звук в интервале устойчив, он остаётся на месте, а изменяется только неустойчивый звук.
Обращение интервалов
В теории музыки обращением называют перенесение звука на октаву вверх или вниз. Сам интервал и его обращение в сумме должны составлять чистую октаву, в другом случае проверьте построение на ошибки. Обращение имеет целую систему со своими правилами и закономерностями, которые стоит хорошо помнить:
- При обращении чистого интервала получается также чистый.
- Обращение малого интервала даёт в результате большой, и наоборот.
- Уменьшённый интервал при обращении даёт увеличенный, и наоборот.
Теперь ознакомимся с обращениями конкретных интервалов, включая характерные интервалы:
- Прима переходит в октаву.
- Секунда в септиму.
- Терция в сексту.
- Кварта в квинту.
Что касается характерных интервалов, ув.5 и ум.4 являются взаимозаменяемыми, что значительно облегчает построение обращений. Вторая пара характерных разрешается по принципу тяготения. Увеличенная секунда разрешается в сторону расширения и образует чистую кварту (5 ступень лада). Уменьшенная септима разрешается в сторону сужения и образует чистую квинту (1 ступень лада).
План построения характерных интервалов
В заключение статьи рассмотрим несколько способов построения характерных интервалов, так как именно это вызывает затруднения у большинства учащихся. Итак, первый способ состоит из нескольких этапов:
- Сначала следует определить тональность, в которой нужно построить интервал, и для удобства записать ключевые знаки.
- Теперь необходимо определить, какой звук в этой тональности является "характерным".
- Затем нужно исходить из следующей закономерности: все характерные интервалы содержат гармоническую ступень и вертятся вокруг неё. В мажоре эта "волшебная ступень" - шестая, а в миноре седьмая, всегда это помните.
Начальные этапы второго способа построения полностью совпадают с первым, однако после их выполнения следует просто построить характерные интервалы на нужных ступенях. Чтобы не запутаться, зарисуйте себе следующую табличку:
Мажор | Минор | |
Ув.2 | VIb | VI |
Ум.7 | VII | VII# |
Ув.5 | VIb | III |
Ум.4 | III | VI# |
Теперь вам будет очень легко построить все интервалы, тем более что один звук уже известен. Есть один секрет, а скорее, закономерность, запомнив которую вы сможете быстро запомнить эту таблицу. Итак, в мажоре все увеличенные интервалы строятся на 6 пониженной ступени, а в миноре все уменьшенные - на 7 повышенной. Теперь, построив первую пару, можно быстро построить и вторую, так как характерные интервалы тесно связаны между собой и практически обращаются друг в друга.
Отличия тритонов от характерных интервалов
Следует быть внимательными и знать отличия тритонов от характерных интервалов, так как это является одной из самых распространённых ошибок. Итак, тритон - это интервал, в состав которого входят ровно 3 тона: увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Тритоны могут строиться как в диатонических, так и в гармонических и мелодических тонах, поэтому путать их с характерными нельзя.
Тритон - это сильный диссонанс, который входит в состав доминантового септаккорда. К слову, относительно тритонов ходит множество суеверий, одно из них гласит, что музыка, содержащая тритоны, - музыка дьявола. Именно так считали средневековые церковнослужители, поэтому в духовной музыке тех времён использование тритонов как вместе, так и последовательно, было строжайше запрещено. Запрет был настолько серьёзен, что нарушителям грозил визит инквизиции.