Международный аэропорт Владикавказ (Беслан) является стратегически важным объектом федерального значения, занимающим крайне выгодное географическое положение в центре Кавказа. Воздушные авиатрассы соединяют Северную Осетию (Аланию) с крупнейшими городами стран СНГ, а также с рядом государств Европы.
Описание
Аэропорт Владикавказ расположен на севере республики, недалеко от города Беслана. Поэтому в прессе и официальных документах его иногда называют аэропортовым комплексом «Беслан».
Аэродром оснащен взлетно-посадочной полосой (ВПП) 09/27 с бетонным покрытием длиной 3000 м и шириной 45 м. Этих размеров вполне достаточно для приема среднемагистральных самолетов (и меньше), в том числе Boeing 737, Airbus A-319/320, CRJ 100/200, Ту-154 и других, а также вертолетов 3-4 класса.
В период вооруженных конфликтов аэропорт являлся (наряду с военным аэродромом в Моздоке) одними из главных воздушных ворот на Кавказе. Как оказалось, ВПП позволяет принимать тяжелые транспортные самолеты, в том числе Ил-76.
Становление
Стратегическую важность Северной Осетии советские власти оценили еще в 1930 годах, создав один из первых на Северном Кавказе аэродромов. Пассажирское сообщение с Астраханью и Ростовом-на-Дону было налажено в 1936 году. В качестве транспортного средства использовался самолет По-2 гражданской модификации.
Жаркими выдались военные годы. Германские войска безуспешно штурмовали Осетию, но им так и не удалось захватить ни Владикавказ, ни аэропорт. На самом аэродроме базировался авиаполк, в основном – самолеты-истребители.
Развитие
Значительные перемены ждали аэропорт Владикавказа в 1979 году. Правительством были выделены значительные суммы на реконструкцию и расширение комплекса. Обновление ВПП позволило принимать самолеты 1-го класса, в том числе Ту-154. К концу 1980-х из Владикавказа осуществлялись полеты во многие республики СССР:
- Тбилиси (Грузия).
- Ереван (Армения).
- Киев (Украина).
- Душанбе (Таджикистан).
- Баку (Азербайджан).
Также в данном перечне были крупные города РСФСР: Ростов, Казань, Краснодар, Волгоград, Ленинград, Сочи.
В конце 1990 года аэропорт получил статус международного. В этот период предпринимались значительные шаги по модернизации хозяйства, несмотря на существовавшие в те годы проблемы с финансированием. Аэродром 11 лет являлся базой авиакомпании «Алания».
Для увеличения объема грузовых и пассажирских перевозок и улучшения качества обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа и грузов, включая международные авиаперевозки, в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» было направлено свыше 2,5 млрд рублей на реконструкцию аэропортового комплекса «Беслан» (Владикавказ). Последним этапом стала модернизация светосигнального оборудования, позволившая сделать аэродром всепогодным и способным принимать рейсы в ночное время.
Авиационная безопасность
Международный аэропорт Владикавказ – один из важнейших транспортных узлов всего Северного Кавказа. Здесь принимают в среднем 4 авиарейса в день, более 400 пассажиров. Учитывая ситуацию в регионе, безопасности уделяется повышенное внимание. Пристальный контроль начинается еще при подъезде к объекту. 50-метровая зона перед аэродромом ежесекундно находится под наблюдением с использованием камер видеонаблюдения: въезд ограничен. Специальное охранное подразделение численностью 60 человек контролирует территорию и здание.
Проводится предполетный досмотр как грузов, так и пассажиров. С помощью досмотровой техники просвечивается содержимое ручной клади и крупногабаритного багажа. Причем вне зависимости от того, собирается ли гражданин лететь либо кого-то провожает. Первый пункт досмотра размещается при входе в здание аэровокзала. Второй пункт располагается внутри здания. Здесь проверяют людей и багаж более тщательно. Кстати, спиртосодержащие жидкости к провозу запрещены.
В аэропорту Владикавказа второй уровень безопасности. Это подразумевает проведение стопроцентного досмотра. Сами пассажиры с пониманием относятся к неудобствам, ведь таким образом они будут чувствовать себя в безопасности во время полета.
Услуги
Аэропорт Владикавказа является современным комплексом. Хотя в архитектурном плане здание аэровокзала особо не выделяется среди «сородичей» из других регионов России, здесь стараются соблюдать чистоту и своевременно проводить необходимый ремонт.
Для удобства пассажиров значительно расширен накопитель. А новое досмотровое оборудование позволило сократить время проверок. В пассажирском терминале работают магазины и кафе. В справочной аэропорта Владикавказ можно получить исчерпывающую информацию как на месте, так и по телефонам, указанным на официальном веб-сайте.
За 5000 рублей в ожидании вылета можно разместиться в VIP-зале. В уютном помещении установлены мягкие кресла, есть стойка с прессой. На большом ЖК-телевизоре демонстрируются фильмы и телепередачи.
Авиасообщение
Рейсы из аэропорта Владикавказ осуществляются как в пределах России, так и за рубеж. Однако ряд из них носят сезонный характер. Регулярные полеты обслуживают три авиаперевозчика.
Номер рейса | Авиакомпания | Тип самолета | График | Пункт прибытия |
DP-195/DP-196 | "Победа" | Boeing 737-800 | ежедневно | Москва, Внуково |
DP-507/DP-508 | "Победа" | Boeing 737-800 | пн., ср., чт., вс. | Петербург, Пулково |
UT-395/UT-396 | "ЮТэйр" | Boeing 737-500 | ежедневно | Москва, Внуково |
S7-881 S7-882 | S7 Airlines | Airbus A319 Boeing 737-800 | ежедневно | Москва, Домодедово |
Как добраться
Аэропорт Владикавказ на самом деле расположен в значительном отдалении от административного центра Северной Осетии (Алании) – в 30 км на север, около города Беслана. Впрочем транспортное сообщение налажено достаточно хорошо. В непосредственной близости проходит трасса «Кавказ» (Р-217), от которой к аэровокзалу отходит дорога.
Удобнее всего добираться либо частным транспортом, либо воспользоваться услугами такси. Экономным путешественникам разумнее воспользоваться специальным автобусным маршрутом Владикавказ – аэропорт. Из города по направлению к аэродрому автобус отходит с автовокзала № 1 в 12:00 и 18:00. Обратно рейс отправляется в 13:30 и 19:30.
Отзывы
Аэропорт Владикавказ ежедневно принимает несколько сот человек. Администрация регулярно мониторит мнение клиентов о действиях сотрудников аэропорта, выявляет вопросы, требующие решений.
Пассажиры прежде всего отмечают вежливость и профессионализм персонала. Безусловным плюсом является большой зал ожидания. Хотя расстояние от взлетной полосы до аэровокзала небольшое, по прилете приезжих у трапа ожидает автобус, который довезет до ворот терминала. Это особенно удобно для людей с ограниченными возможностями либо в плохую погоду.
Основные претензии возникают к недостаточным размерам накопителя. В случае большого числа пассажиров в нем становится довольно тесно. Помещение выдачи багажа также небольшое. Но это конструктивные особенности здания вокзала, и работники не могут повлиять на эту ситуацию.