Для того чтобы принимать порой достаточно сложные решения по управлению предприятием, руководителю любой организации необходимы данные, на основании которых он будет действовать. Такие данные могут приходить к нему из различных источников. Основными будут являться данные о состоянии фирмы, ее текущем положении. Такие данные специалисты составляют в виде разнообразных отчетов. Отчеты могут быть предназначены как для внутреннего пользования, так и для публичного.
На сегодняшний день, любая организация подготавливает следующие виды отчетности:
- бухгалтерская отчетность;
- оперативная отчетность;
- статистическая отчетность.
Бухгалтерская отчетность сводится на основании документов, предоставленных бухгалтерами. Сюда входит информация о реализованной продукции, понесенных затратах, о движении материальных и оборотных средств. Бухгалтерия рассчитывает данные о финансовой устойчивости организации. Однако самый главный подводный камень, который ждет директора, руководствующегося такой информацией, состоит в том, что бухгалтерия предоставляет данные о уже прошедшем отчетном периоде (месяце, квартале, годе). Риск, что информация устарела, довольно большой.
Оперативный учет позволяет получать данные о текущем положении организации, однако, без трендов бывает довольно сложно проследить динамику развития компании.
Отличной альтернативой является статистическая отчетность, которая состоит из компиляции и обобщения в единое целое данных двух вышеописанных отчетностей. Данный вид отчетности позволяет получать информацию об объеме производства в натуральном и денежном выражении, прослеживать динамику ее развития по годам, делать выводы о том, в каком направлении движется бизнес.
Естественно, что статистическая отчетность предприятия всегда будет интересовать государственные органы власти как на местном, так и на федеральном уровне. На основании таких отчетов, предоставляющих достоверную и проверенную информацию и своевременно переданных в уполномоченные организации по сбору, статистические органы формируют сводные отчеты о развитии района, субъекта федерации или государства в целом.
Если предприятия, статистическая отчетность которых обязательна к предоставлению в органы власти (а это практически все организации), по каким-то причинам нарушают сроки ее подачи, либо предоставляют заведомо неверные данные о своем положении, на них может быть наложен административный штраф, определяемый соответствующим законодательством. В общем, лучше не шутить с госорганами и, во избежание недоразумений, предоставлять все данные точно и в установленный срок.
Абсолютно закономерно, что возникает проблема в стандартизации таких данных. Она решена просто и изящно: была введена форма статистической отчетности. В настоящее время предусмотрено множество унифицированных форм такой отчетности, которые должны своевременно заполняться по определенным правилам. Например, форма П-2 содержит сведения об инвестиционной деятельности предприятия, форма 1-КСР включает в себя сведения о деятельности коллективного средства размещения. Этот список довольно объемный, типовые формы всегда можно найти в необходимых нормативных актах либо в интернете, где они находятся в электронном виде.
Сейчас статистическая отчетность может подаваться в любом виде, на любом носителе. Это может быть пакет документов либо файлы в электронном виде, высланные государственному органу статистики по интернету либо предоставленные на любом удобном носителе информации. Порядок подачи таких данных определяется соответствующим законодательством.