Бизнес-процесс - это что? Разработка, моделирование, оптимизация бизнес-процессов

Современные методы управления компанией все чаще заимствуют иностранные методики и технологии. И не потому, что это модно, а потому, что это удобно и эффективно. Одна из таких методик разбивает всю рутинную работу на элементарные составляющие и затем подробно описывает каждый полученный бизнес-процесс. Это занимает довольно много времени, но выведенная схема позволяет находить и слабые места, и чрезмерно раздутые функциональные обязанности, и нечетко поставленные задачи. Единожды потратив время, менеджмент может передать часть своей ответственности вниз по иерархической лестнице, освободив себе время для стратегического планирования.

Жизнь по плану

Другое дело, что персонал фирм зачастую не понимает значения этой процедуры и не приветствует желание руководства определить основные бизнес-процессы. Тем не менее все чаще приходится разбираться в моделировании и описании элементарных операций каждого подразделения, а то и сотрудника. Еще хуже, если в штате компании появляются сотрудники, которые изучают бизнес-процессы компании. Они беспрестанно о чем-то расспрашивают, отвлекают и всячески препятствуют выполнению прямых функциональных обязанностей всего персонала. Что же делать?

Начнем издалека. Каждое утро перед большинством из нас стоит задача – прийти на работу. Для ее успешного решения необходимо вовремя проснуться, собраться и занять место в каком-то транспорте (не важно, личный автомобиль это или вагон метро). Далее каждую составляющую можно разбить на еще более мелкие процедуры: для того чтобы вовремя проснуться, можно поставить будильник, а можно попросить кого-то вас разбудить и т. д. Независимо от метода решения результат (своевременное пробуждение) будет достигнут. А вот подъем, сборы и дорога на работу разнятся методикой решения и конечным результатом. Собственно, мы подошли к первому определению.

Для чего все это нужно

Итак, бизнес-процесс - это определенная последовательность простых действий, которые преобразуют ресурсы в полезный конечный продукт. В нашем примере из жизни есть три разных процесса, каждый из которых требует своей исходной информации и после определенных манипуляций дает желаемый результат. Перейдем на предприятие. Независимо от сферы деятельности в каждой фирме работа определяется профессиональными взаимоотношениями сотрудников: передача информации, определение потребности в товаре, анализ производства и ресурсов и т. д. И здесь важно отметить, что все перечисленное имеет значение только в том случае, если соблюдены три условия:

- информация передана заинтересованному в ней сотруднику;

- это сделано в нужный момент;

- форма, в которой информация представлена, достаточно проста и понятна.

Если обобщить все вышесказанное, можно утверждать, что бизнес-процесс – это поток информации, отвечающий на три вопроса: что, где и когда. Именно для того, чтобы работа выполнялась плавно и непрерывно, необходимо определить ее составляющие. В этом случае не возникнет дублирования задач, отсутствия исполнителя или простоя.

Когда четко определен бизнес-процесс, каждый сотрудник перестает быть незаменимым. Вспомните, сколько раз приходилось ждать, когда выйдет с больничного (или вернется из отпуска) кто-то из коллег; в ваше отсутствие на работе телефон буквально не перестает звонить, и все пытаются понять, что и как вы делаете. А если вы отреагировали на просьбу руководства и составили достаточно подробное описание бизнес-процессов, то можно и поболеть спокойно, и отдохнуть, а иногда и просто пообедать…

Переходя на формальный язык определений, будем утверждать, что при описании бизнес-процессов предприятие ставит такие цели:

  • понять общую структуру организации деятельности и определить динамику ее развития;
  • выявить текущие проблемы и возможности их преодоления;
  • создать понятную для всех участников (разработчиков, пользователей, заказчиков и т. д.) систему целей и задач;
  • сформулировать требования к необходимому программному обеспечению.

Конечно, само по себе описание бизнес-процессов не представляет никакого интереса. Но вот для реинжиниринга это - первостепенная задача. Только поняв структуру, взаимосвязи и пути движения информационных потоков, можно говорить о переосмыслении смысловой нагрузки как самого предприятия, так и его отдельных подразделений. Но и реорганизация должна проводиться ради достижения какой-то цели: улучшения качества обслуживания клиентов; сокращения затрат; предоставления больших свобод в принятии решений исполнителям (уменьшения сроков выполнения работ) и т. д.

Простая классификация

Чаще всего необходимость описывать информационные бизнес-процессы появляется у предприятий с функционально-ориентированной структурой. Дело в том, что цели и задачи разных отделов могут противоречить друг другу. А это приведет не только к снижению прибыльности компании, но и к падению ее конкурентоспособности.

Современный подход к управлению все чаще носит процессный характер. Вся работа рассматривается как определенный набор процессов (каждый из которых состоит из одной или нескольких простейших операций). Для формализации и стандартизации этого подхода приняты такие категории процессов (классификация происходит по отношению к добавленной стоимости продукта):

  • основные – те, с помощью которых предприятие получает доход: производство, маркетинг, поставки;
  • управляющие – те, что ставят цели и задачи подразделениям и конкретным исполнителям;
  • поддерживающие – те, которые обеспечивают производство ресурсами, но при этом не добавляют конечному продукту стоимости: подготовка и отбор кадров, финансовая поддержка, юридическая защищенность и т. д.

Помимо уже упомянутых независимости от человеческого фактора и упрощенной адаптации новых сотрудников, описание бизнес-процессов дает возможность эффективнее управлять операционными расходами фирмы.

Свойства

Теперь становится понятно, что для управления предприятием необходимо не просто выявить взаимосвязанные потоки информации, но и четко описать все виды деятельности. Поскольку мы уже знаем, что бизнес-процесс – это часть общей работы, переходящая от одного сотрудника к другому (внутри своего функционального подразделения или нет – не имеет значения), то перейдем к тому, что все на свете может быть унифицировано. А профессиональная деятельность – тем более.

Независимо от сферы деятельности каждый бизнес-процесс может быть описан одними и теми же характеристиками.

- Граница – это начало и конец выполнения простой операции.

- Владелец – это сотрудник компании, который не только владеет необходимыми ресурсами для работы, но и планирует, анализирует, управляет процессом; а самое главное – несет ответственность за полученный результат.

- Вход – информационное сообщение, полученное в любой принятой на предприятии форме, определяющее потребность в информации и знаменующее начало процесса.

- Выход – информация или материализованная часть продукта, которая потребляется внешним по отношению к исполнителю клиентом.

- Исполнитель – персонал компании, занятый в одном процессе.

- Ресурсы – материальная или информационная часть деятельности, которая не меняется во время выполнения операции (а лишь способствует преобразованию входящей информации в конечный продукт).

- Контроль качества – отраслевые или внутренние (принятые руководством компании) показатели, позволяющие определить эффективность работы.

Обязательное выделение элементарных процессов

Конечно, далеко не каждой фирме необходимо описание бизнес-процессов. Тем не менее есть ряд случаев, в которых не обойтись без этого утомительного занятия. Назовем основные:

  • Деятельность предприятия автоматизируется. В этом случае схема бизнес-процесса переводит потребности заказчика на понятный программисту язык.
  • Совершенствование деятельности компании. Не только модернизация оборудования и технологий помогают улучшить конечный продукт; оптимизация бизнес-процессов дает возможность выявить все сильные и слабые стороны работы и принять соответствующие управляющие решения.
  • Сертификация организации по международным стандартам (ISO). Создается единая для всех сотрудников система управления качеством.

Как представить описание заказчику

Моделирование бизнес-процессов требует описания каждого элемента. Как это сделать безболезненно для организации? В мировой практике приняты три основные методики: текстовая, графическая и табличная.

Текстовая предполагает описание всего хода работ в простой и понятной последовательности. Форма и содержание могут быть как свободными (если еще не разработаны международные или отраслевые стандарты), так и регламентированной документами. Например: отдел сбыта передает отчетную документацию за период в плановый отдел; сотрудниками планового отдела проводится аналитическая работа по определению динамики сбыта и необходимости вносить корректировки в производство; полученный результат из планового отдела передается в отдел маркетинга, где проводится анализ причин роста (падения) сбыта и т. д.

Графическая схема бизнес-процесса позволяет визуализировать результат аналитической работы. Нет необходимости напоминать, что зрительное восприятие информации наиболее эффективно. Поэтому всевозможные графики и диаграммы дают нам возможность быстрее понять происходящее и найти правильное решение.

В тех случаях, когда основная задача реформирования деятельности - оптимизация бизнес-процессов, стоит применять табличную форму их описания. С ее помощью легче понять последовательность действий и направления потоков информации. Типовая таблица содержит не только описание функции штатной единицы, но и графы о входящих и исходящих документах, исполнителе (можно указывать как целое подразделение, так и конкретного сотрудника) и т. д.

Как правильно описывать бизнес-процесс

Недостаточно провести анализ бизнес-процессов. Самым важным в этом деле является правильность, но в то же время и простота описания. Для начала следует четко сформулировать название единичного процесса. Это поможет понять его основные характеристики, логику выполнения и место в общей цепи производственной деятельности.

Затем следует указать, какая входная информация требуется для нормального исполнения поставленной задачи, а также перечислить ресурсное обеспечение. Записанная последовательность простых операций, из которых состоит процесс, поможет ничего не пропустить и не забыть.

Моделирование бизнес-процессов не может обойтись без указания владельца процесса и системы контроля хода его выполнения. Для этого в описании необходимо отметить нормативные сроки производства работ и перечислить документы, которые передаются следующему звену. Если упростить, то описание должно выглядеть так: «…после проведения анализа сбыта за отчетный период сотрудник отдела планирования заполняет установленную форму (таблицу), которую передает в отдел маркетинга...»

Упрощенная схема описания производственных процессов

При составлении описания чаще всего сотрудники сталкиваются с тем, что не знают, как словесно передать содержание своей работы. Чтобы система бизнес-процессов была четкой и структурированной, можно составить памятку. В ней отражаются те вопросы, на которые необходимо дать четкий и максимально развернутый ответ. Итак, что же это за вопросы?

  • Что? Описывает, что конкретно делается в данной операции.
  • Зачем? Передает цель выполнения операции.
  • Когда? Определяет, кто инициирует выполнение.
  • Кто? Называет конкретных исполнителей.
  • Как? Перечисляет необходимые ресурсы.

Разработка бизнес-процессов предполагает, что можно использовать все способы описания. Таким образом, получится максимально подробная схема выполнения работ. Графический вариант выявит взаимосвязи функциональных подразделений, а табличный и текстовый передадут содержание каждой операции. К сожалению, автоматизация бизнес-процессов невозможна без этой трудоемкой предварительной работы.

Как собрать информацию

В практике известно множество способов того, как получить необходимую информацию. Для начала необходимо проанализировать регламентные документы, которыми руководствуются сотрудники компании. Затем следует провести личные интервью с каждым непосредственным исполнителем с целью описания содержания его работы. Далее, для уточнения и разъяснения спорных моментов, консультанты-аналитики должны использовать наблюдение за ходом выполнения бизнес-процессов.

Если комплексно подойти к решению поставленной задачи, автоматизация бизнес-процессов не покажется столь утомительным и бесполезным занятием.

Рабочая группа

И все же, если основная задача предприятия - автоматизация бизнес-процессов, а привлекать внешние консалтинговые компании руководство не намерено, обязательно возникает вопрос: "С чего начать?" Первым делом создается рабочая группа из сотрудников компании. Желательно, чтобы члены рабочей группы обладали отличными аналитическими способностями и умением слушать. Ведь, как уже отмечалось, большая часть работы заключается в проведении личных интервью с исполнителями бизнес-процессов.

Далее необходимо составить реальную картину функционирования системы. Поскольку до модернизации предприятие работало и приносило прибыль, говорить о совершенной перестройке, вероятно, не приходится. Поэтому следует зафиксировать систему и направления информационных потоков на момент начала оптимизации.

Из чего состоит описание

Для того чтобы не возникало путаницы и разночтений в описании бизнес-процессов, специалисты рекомендуют использовать карты процесса. Это стандартизированные документы, которые позволяют унифицировать все действия независимо от сферы влияния исполнителя и сложности описываемой операции.

Любое описание можно разделить на такие составляющие:

  • унифицированная форма процесса (чаще всего таблица);
  • карта бизнес-процесса (может быть представлена в любой форме – текстовое описание, графический объект или таблица);
  • маршруты (входящие и исходящие потоки информации, ресурсов и финансов);
  • матрицы различных бизнес-процессов (таблица взаимодействия разных процессов, которая позволяет выделить основные и второстепенные потоки и операции);
  • блок-схема (алгоритм выполнения бизнес-процесса);
  • развернутое текстовое описание;
  • документирование (создание документов, подтверждающих выполнение процесса);
  • выявление показателей бизнес-процесса (поиск характеристик и индикаторов, по которым можно проконтролировать не только ход выполнения, но и качество);
  • регламент (проще говоря, должностная инструкция).

Показатели

Как уже многократно отмечалось, любой процесс должен быть чем-то измерен. Это необходимо в первую очередь для оценки эффективности всей деятельности предприятия. Чаще всего эксперты рекомендуют тестировать бизнес-процессы по четырем показателям: время, издержки, качество и количество.

Но модели бизнес-процессов динамичны и разнообразны. Поэтому зачастую недостаточно оценить только скорость выполнения работы; необходимо учесть и условия труда, и инфраструктуру предприятия. Кроме того, практически все отрасли не могут существовать без поставщиков, финансов, логистики и партнеров. Это тоже измеряемые показатели.

И, конечно, нельзя забывать об информации и человеческом факторе. Чем больше уровень подготовки специалиста, тем меньше времени ему потребуется на ознакомление с инструкциями и входящей информацией.

В основе большинства методологий моделирования сейчас положены принципы структурного анализа и проектирования (SADT - Structured Analysis and Design Technique), а также некоторые алгоритмические языки. Можно говорить о существовании нескольких основных моделей анализа бизнес-процессов:

- Business Process Modeling – собственно, моделирование – раскрывает функциональную сторону существования фирмы.

- Work Flow Modeling – описывает потоки работ и похож на составление блок-схем.

- Data Flow Modeling – в отличие от предыдущего, описывает потоки данных (информации); предназначен для составления последовательности операций.

Цикл Шухарт-Деминга

Крупные бизнес-процессы (1С позволяет выделить их из общего списка) рекомендуют описывать в отдельном документе, который называется «Регламент производства работ». Все, что носит менее значимый характер или состоит из небольшого количества простых операций, принято описывать в должностных инструкциях.

При составлении регламента необходимо учитывать условия цикла постоянного совершенствования деятельности предприятия (модель Шухарта-Деминга). Ее положения утверждают, что оптимизация и улучшение – бесконечные процессы. То есть в управлении предприятием есть некий замкнутый цикл, состоящий из таких управленческих решений: планирование, выполнение, контроль, корректировка.

При составлении регламента следует учесть принципы, которые обеспечивают соответствие модели Шухарта-Деминга:

  1. Расчет плановых показателей на будущий период.
  2. Анализ динамики отклонений и документирование предположительных причин.
  3. Определение корректирующих операций и анализ их эффективности.

Разработка модели должна проводиться в соответствии с бизнес-правилами. В качестве общепринятых правил выступает нормативно-законодательная база государства, на территории которого работает предприятие. Вторым базисом модели является корпоративная политика компании.

Внедряя систему менеджмента качества, необходимо позаботиться о разработке и унификации бизнес-процессов. Как уже отмечалось в начале статьи – далеко не всегда персонал компании понимает значение начатой модернизации. Доведение до каждого сотрудника значимости создания эффективной модели бизнес-процессов – задача высшего руководства.

Ведь именно налаженная и тщательно проработанная система позволит не только упростить получение предприятием сертификатов соответствия международным стандартам качества ISO 9001:2008, но и значительно повысить эффективность работы каждого сотрудника.

Оба названных фактора приводят компанию к повышению конкурентоспособности на рынке, что, в свою очередь, благотворно сказывается как на инвесторах, так и на клиентах.

Комментарии